1. Предмет, вызывающий зависимость, становится для человека сверхценным, имеющим особую значимость.
2. Появляются колебания настроения, которое значительно улучшается, если есть возможность присутствовать в Интернете, например, во время путешествий.
3. Появляется необходимость всё чаще обращаться к предмету зависимости.
4. У человека появляется «синдром отмены» — в то время, когда его лишили Интернета, он начинает испытывать своеобразную «ломку».
5. Интернет-зависимый человек начинает испытывать проблемы с адаптацией в обществе, в реальном общении его преследуют конфликты.
6. Рецидив. Человек не в состоянии отрегулировать то время, которое он проводит в Интернете, и даже после перерыва возвращается к виртуальной жизни с прежней интенсивностью.
При этом, разумеется, надо провести границу между зависимостью, когда человек проводит время в Интернете сам, и социальной ситуацией (например, необходимостью деловых контактов), которая заставляет его там находиться.
|
|
3.
Краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета.
1. Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?
2. Ощущаете и Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
4. Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
5. Находитесь ли Вы он-лайн дольше, чем предполагали?
6. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?
7. Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям чтобы скрыть время пребывания в Сети?
8. Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?
Человек считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.
4
1. Интернет-нарциссизм – «сделать лук», Валерия Лукьянова («Одесская Барби»), раздуть список друзей. Построение «идеальной жизни».
2. Фейсбук-депрессия – этовид депрессии, которая развивается, когда дети или подростки проводят чрезмерное количество времени в социальных сетях (например, Facebook), что приводит к появлению у них классических симптомов депрессии.
3. Эффект Google -Человек с такой патологией уверен, что знания ему не нужны, так как любая информация находится всего в паре кликов. При этом даже если кто-то думает иначе, это не дает ему иммунитета от «эффекта Google». Мозг просто отказывается запоминать информацию, независимо от нашей воли, зная, что гораздо проще будет найти данные, чем их хранить.
|
|
На сегодняшний день Интернет-зависимости подвержены, по разным оценкам от 10 до 26% российских детей разных возрастов. В Европе эта цифра ниже и составляет 5-15%. Всё дело в том, что там давно действуют программы безопасного использования Интернета.
Разумеется, для профилактики Интернет-зависимости взрослые должны тщательно регулировать детский досуг и следить за тем, чтобы время, проводимое в Интернете, не увеличивалось за счёт спорта, различного рода кружков, делания домашней работы, хождения по музеям, и так далее.
В целом же выделяется 4 группы рисков, связанных с пребыванием детей в Интернете.
· технические риски, связанные со всякого рода вирусами, вредоносными программами;
· контекстные риски;
· риски, связанные с потреблением, когда ребёнок начинает в Интернете что-то бесконтрольно покупать,
· коммуникационные риски – например, груминг – сексуальное домогательство в социальных сетях, вовлечение детей и подростков в группы смерти.
При этом среди особых видов воздействия на ребёнка в социальных сетях следует выделить моменты, когда взрослые начинают общаться там с ребёнком, выдавая себя за его сверстников.
Возможно также давление на ребёнка, преследование его в социальных сетях — кибербуллинг; нередко такие случаи заканчиваются суицидами.
Кроме того, по статистике, российские дети очень бесстрашно и неразборчиво идут на встречи со своими «друзьями» из соцсетей. В Европе после соответствующей профилактики частота подобных случаев сократилась.
4. Рост зависимости от Интернета. Мы всё реже пользуемся компасом и бумажными картами, редко помним наизусть даже телефонные номера родных, потому что они записаны в память телефона.
Современное поколение детей, родившихся в эпоху, когда Интернет уже широко использовался иногда называют «цифровыми аборигенами», хотя полной картины влияния Интернета на их сознание у учёных пока нет.
Однако уже сейчас меняется механизм запоминания – нередко человек помнит не саму информацию, а место, где можно её найти. Под влиянием того цунами информации, которая выливается на ребёнка, концентрация внимания уменьшилась в 10 раз. Современные дети редко выдерживают 45 минут урока; много говорят о т.н. «клиповом мышлении».
С другой стороны, исследователи отмечают феномен «многозадачности», когда дети приобретают навык делать несколько дел одновременно. Оценивается этот феномен по-разному – кто-то говорит о «цифровом слабоумии», кто-то – напротив, о том, что в мозге возникают новые нейронные связи.
Задание к семинарскому занятию
Перейдите по ссылке https://snob.ru/entry/158083/, прочитайте истории молодых людей, отмечающих у себя симптомы Интернет-аддикции. Прокомментируйте эти истории. Укажите, замечали ли вы признаки Интернет-аддикции у себя?