На сегодняшний день разработана модель выявления любой зависимости, в том числе и от Интернета, включающая 6 признаков

1. Предмет, вызывающий зависимость, становится для человека сверхценным, имеющим особую значимость.

2. Появляются колебания настроения, которое значительно улучшается, если есть возможность присутствовать в Интернете, например, во время путешествий.

3. Появляется необходимость всё чаще обращаться к предмету зависимости.

4. У человека появляется «синдром отмены» — в то время, когда его лишили Интернета, он начинает испытывать своеобразную «ломку».

5. Интернет-зависимый человек начинает испытывать проблемы с адаптацией в обществе, в реальном общении его преследуют конфликты.

6. Рецидив. Человек не в состоянии отрегулировать то время, которое он проводит в Интернете, и даже после перерыва возвращается к виртуальной жизни с прежней интенсивностью.

    При этом, разумеется, надо провести границу между зависимостью, когда человек проводит время в Интернете сам, и социальной ситуацией (например, необходимостью деловых контактов), которая заставляет его там находиться.

 

3.

 

Краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета.

1. Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?

2. Ощущаете и Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?

3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?

4. Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?

5. Находитесь ли Вы он-лайн дольше, чем предполагали?

6. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?

7. Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям чтобы скрыть время пребывания в Сети?

8. Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

 

    Человек считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

        

4

 

1. Интернет-нарциссизм – «сделать лук», Валерия Лукьянова («Одесская Барби»), раздуть список друзей. Построение «идеальной жизни».

2. Фейсбук-депрессия – этовид депрессии, которая развивается, когда дети или подростки проводят чрезмерное количество времени в социальных сетях (например, Facebook), что приводит к появлению у них классических симптомов депрессии.

3. Эффект Google -Человек с такой патологией уверен, что знания ему не нужны, так как любая информация находится всего в паре кликов. При этом даже если кто-то думает иначе, это не дает ему иммунитета от «эффекта Google». Мозг просто отказывается запоминать информацию, независимо от нашей воли, зная, что гораздо проще будет найти данные, чем их хранить.

 

    На сегодняшний день Интернет-зависимости подвержены, по разным оценкам от 10 до 26% российских детей разных возрастов. В Европе эта цифра ниже и составляет 5-15%. Всё дело в том, что там давно действуют программы безопасного использования Интернета.

Разумеется, для профилактики Интернет-зависимости взрослые должны тщательно регулировать детский досуг и следить за тем, чтобы время, проводимое в Интернете, не увеличивалось за счёт спорта, различного рода кружков, делания домашней работы, хождения по музеям, и так далее.

В целом же выделяется 4 группы рисков, связанных с пребыванием детей в Интернете.

· технические риски, связанные со всякого рода вирусами, вредоносными программами;

· контекстные риски;

· риски, связанные с потреблением, когда ребёнок начинает в Интернете что-то бесконтрольно покупать,

· коммуникационные риски – например, груминг – сексуальное домогательство в социальных сетях, вовлечение детей и подростков в группы смерти.

    При этом среди особых видов воздействия на ребёнка в социальных сетях следует выделить моменты, когда взрослые начинают общаться там с ребёнком, выдавая себя за его сверстников.

    Возможно также давление на ребёнка, преследование его в социальных сетях — кибербуллинг; нередко такие случаи заканчиваются суицидами.

    Кроме того, по статистике, российские дети очень бесстрашно и неразборчиво идут на встречи со своими «друзьями» из соцсетей. В Европе после соответствующей профилактики частота подобных случаев сократилась.

    4. Рост зависимости от Интернета. Мы всё реже пользуемся компасом и бумажными картами, редко помним наизусть даже телефонные номера родных, потому что они записаны в память телефона.

    Современное поколение детей, родившихся в эпоху, когда Интернет уже широко использовался иногда называют «цифровыми аборигенами», хотя полной картины влияния Интернета на их сознание у учёных пока нет.

    Однако уже сейчас меняется механизм запоминания – нередко человек помнит не саму информацию, а место, где можно её найти. Под влиянием того цунами информации, которая выливается на ребёнка, концентрация внимания уменьшилась в 10 раз. Современные дети редко выдерживают 45 минут урока; много говорят о т.н. «клиповом мышлении».

    С другой стороны, исследователи отмечают феномен «многозадачности», когда дети приобретают навык делать несколько дел одновременно. Оценивается этот феномен по-разному – кто-то говорит о «цифровом слабоумии», кто-то – напротив, о том, что в мозге возникают новые нейронные связи.

 

Задание к семинарскому занятию

 

Перейдите по ссылке https://snob.ru/entry/158083/, прочитайте истории молодых людей, отмечающих у себя симптомы Интернет-аддикции. Прокомментируйте эти истории. Укажите, замечали ли вы признаки Интернет-аддикции у себя?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: