Орфографические упражнения

Орфографические упражнения – это упражнения, направленные на формирование орфографических умений. К орфографическим упражнениям относятся 

1) разные виды диктантов, когда записывается воспринимаемый на слух текст; 

2) списывание, когда записываемый текст воспринимается зрительно; 

3) орфографическое проговаривание, когда текст произносится в соответствии с написанием; 

4) полный или частичный орфографический анализ, когда выделяются и/или обосновываются орфограммы. 

Часто проводятся комплексные орфографические упражнения, которые включают, например, и письмо под диктовку, и орфографическое проговаривание для предупреждения ошибок, и элементы орфографического анализа в виде объяснения выбора букворфограмм до или после записи.

Для осознанного выбора орфографического упражнения учителю необходимо прежде всего хорошо представлять себе назначение упражнения, чтобы использовать его в соответствии с той целью, которая стоит на данном уроке или этапе урока. Орфографические упражнения строятся с учетом основных компонентов орфографического действия, поэтому по назначению можно выделить следующие группы упражнений:

1) направленные на формирование умения ставить орфографические задачи. Это подчеркивание орфограмм, письмо с пропусками или буквенной дробью, выборочное списывание слов с указанной орфограммой и др. (см. выше в разделе «Методика формирования орфографической зоркости»);

2) направленные на формирование умения решать орфографические задачи. Материалом для таких упражнений служит текст с уже выделенными тем или иным способом орфограммами. Например, упражнения на вставку пропущенных букв, объяснение написания выделенных букв или слов, письменное обоснование выбора буквы из приведенных вариантов;

3) направленные на формирование целостного орфографического действия. Это все виды диктантов, списывание с орфографическим разбором, полный орфографический анализ. Материалом для этих упражнений служат слова (тексты) с разными, не только изучаемыми в данный момент орфограммами, орфограммы не выделяются, ученик должен их обнаружить самостоятельно, а затем проверить.

Одним из упражнений, в котором наиболее полно и развернуто представлена структура сознательного орфографического действия, является фонетико-орфографический анализ (П. С. Жедек). Порядок проведения фонетико-орфографического анализа отражает реальный ход нахождения письменной формы слова, содержащего орфограммы, поэтому обучение этому виду анализа и систематическое его проведение подготавливает ребенка к выполнению орфографического комментирования при записи слов, предложений. Отличительные особенности фонетико-орфографического разбора следующие: 

а) выполняя его, ученик идет от звука к букве, а не от буквы к звуку; 

б) характеризуя звук, наряду с другими признаками школьник указывает на его позицию в данной словоформе; 

в) при переходе от звуков к буквам выделяются и характеризуются орфограммы, а также объясняется способ решения орфографической задачи. 

Ход рассуждений ученика оформляется в следующей записи:

[д’] перед гласным - д  
[и] безударный  -? день - е
[н’] перед гласным - н  
[о] под ударением - ѐ  
[к]  д е нѐ к на конце слова -? денька – к

На первых этапах обучения, когда ученики еще не владеют способами проверки орфограмм, но уже знают признаки, по которым их можно обнаружить, проводится частичный фонетикоорфографический анализ. Упоминавшееся ранее письмо с пропусками орфограмм является по существу частичным фонетикоорфографическим анализом (ср. д - нѐ -).

Важнейшим критерием выбора упражнений и определения их последовательности является характер изучаемой орфограммы. Так, при изучении традиционных написаний более эффективными будут упражнения, способствующие наилучшему запоминанию буквенной формы слова: списывание, письмо по памяти, зрительный диктант, орфографическое проговаривание и т.п. В то же время при изучении орфограмм, которые усваиваются на основе применения правил, необходимо широко использовать комментирование до, во время или после записи, устный орфографический анализ. 

Списывание играет большую роль в обучении орфографии, способствуя непроизвольному запоминанию правописания и автоматизации навыка письма, поэтому важно целенаправленно формировать умение списывать безошибочно. Методика обучения списыванию на основе алгоритма, учитывающего психологические закономерности процесса письма и усвоения орфографии, разработана П. С. Жедек. Алгоритм списывания включает в себя: 

1) чтение и запоминание списываемого предложения (если списывается текст, то он обязательно предварительно прочитывается целиком); 

2) выделение орфограмм; 

3) орфографическое чтение и проговаривание; 

4) запись с орфографической самодиктовкой; 

5) осуществление самопроверки путем подчеркивания орфограмм в написанном тексте и сличения их с образцом.

При выборе единицы записи: слова, словосочетания, предложения – нужно ориентироваться на орфографическое поле данной орфограммы, т.е. тот минимальный контекст, который необходим для осуществления проверки. Для усвоения орфограмм корня могут быть широко использованы словарные диктанты, а орфограммы окончаний требуют как минимум словосочетания в качестве единицы записи, такая орфограмма, как «прописная буква», - предложения или даже текста.

Выбор орфографического упражнения также определяется этапом изучения орфограммы. На начальном этапе детям необходимо научиться узнавать орфограмму и овладеть алгоритмом действия по правилу. В это время должны преобладать упражнения на нахождение орфограмм, применение правила в простых случаях, например, списывание с подчеркиванием орфограмм, предупредительный диктант, письмо по памяти с предварительным орфографическим анализом, фонетико-орфографический разбор, выборочные списывание и диктант и т.п. Все упражнения в этот период сопровождаются развернутым комментированием, в котором вслух воспроизводятся все ступени решения орфографической задачи. Запись при выполнении упражнений на этом этапе обучения также должна отражать ход рассуждений ученика: 

пи́ш _т   – пис а ть, 1 спр. – пи́ш   е т.

На следующих этапах обучения происходит сокращение орфографического комментария, обоснование выбора буквы может даваться в процессе записи, а не до нее. Например: [напарт’и]. На – предлог, на моей парте, пишу отдельно. Безударное окончание существительного. Парта – 1 склонение. На руке. Пишу Е – парте (орфографическое проговаривание в процессе записи).

В дальнейшем, на этапе совершенствования умения используются уже такие виды орфографических упражнений, как объяснительный диктант, свободные и творческие списывания и диктанты, когда ученик выполняет, помимо орфографических, и другие задания (грамматические, речевые). Целесообразность того или иного задания определяется типом изучаемой орфограммы, например, упражнение в правописании окончаний прилагательных может предполагать выписывание их в составе словосочетаний или, наоборот, дополнение текста подходящими по смыслу прилагательными. В этот период и материал для упражнения подбирается более сложный: увеличивается объем записываемых единиц, усложняются условия применения правила, включаются для сопоставления смешиваемые детьми орфограммы, например, безударные гласные в корне и суффиксе, безударные гласные в окончаниях существительных и прилагательных и т.п.

Таким образом, система орфографических упражнений обеспечивает постепенное совершенствование орфографических умений во все более усложняющихся условиях, приближая их к условиям естественного процесса письма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: