Метроритмические штриховые обозначения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ»

ПЦК Хоровое дирижирование

Лекция – практикум (II часть)

по дисциплине МДК.02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

для студентов III курса

с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Преподаватель: Дроздецкая М.В.

Тема: «Темп – одно из важнейших средств художественной выразительности хорового звучания »

АГОГИКА

 

Агогикой называется кратковременное отклонение от основного темпа. Она часто бывает связана с движением к кульминации, часто применяется в заключительных каденциях и выражается в ускорении или замедлении, например, tempo rubato, tempo ad libitum, accelerando, stringendo, ritenuto, ritardando, rallentando и т.д.

Агогика встречается, например, в хоре М. Парцхаладзе «Море спит», русской народной песне «Лен зеленой» в обработке М. Анцева и многих других хоровых произведениях.

Агогика тесным образом связана с музыкальной формой, ее динамикой, мелодизмом, гармонией, жанром сочинения и индивидуальностью исполнителей. В связи с этим большую роль играет чувство меры. Очень важно хорошо понимать стиль произведения, эпоху, когда оно было написано.

Следует помнить, что темпоритм в музыке XVII – XVIII веков, в том числе в полифонической музыке И.С. Баха и его современников, произведениях старых мастеров, стилистически требует ровного и строгого исполнения.

Сочинения композиторов-романтиков допускают темповую свободу, выражающуюся в небольших отклонениях от постоянного темпа и точного ритма при условии их сохранения в целом. Определенные музыкальные жанры, такие как марши, танцевальные пьесы, отличаются устойчивостью темпа.

В музыкальной практике существует целый ряд терминов, обозначающих агогические изменения:

allargando, rallentando – замедление, расширение движения

accelerando, stringendo – ускоряя, (постепенное ускорение движения)

ritenuto - замедляя

ad libitum, a piacere – по желанию

rubato - свободно

stretto – сжато – внезапное ускорение движения

piu mosso – более оживленно

capriccioso – капризно и др.

Агогика подчинена целям художественной выразительности и имеет свои закономерности. Так, например, устремление к кульминации может сопровождаться ускорением (главным образом в небольших построениях) или, наоборот, замедлением темпа, (что также наблюдается в завершающих кадансах). Ускорение должно, как правило, уравновешиваться последующим замедлением. Наиболее значительные звуки, важные по смыслу слова (их ударные слоги), могут подчеркиваться некоторым «оттягиванием» (агогический акцент), а так называемые слабые окончания за счет этого сокращаются.

В музыкальной практике постоянный ровный темп воспринимается исполнителями как своего рода метроритмический «каркас» произведения, на основе которого искусно вводятся агогические изменения.

Существует известное правило исполнения tempo rubato (итал., букв. – «похищенное время» - более свободное в отношении темпа исполнение, не строго в такт.) Суть этого правила заключается в том, чтобы время, «занятое» на accelerando, «возвратить» на последующем ritenuto. Для музыканта-исполнителя выдерживание единого, постоянного темпа представляет существенные сложности и требует особого внимания к метроритмической пульсации в произведении. В коллективном хоровом исполнении выправлять нарушения ровного темпа тем более трудно. Дирижер в таких случаях должен реагировать моментально, принимать решение быстро, так как он несет ответственность за правильно выдержанный темп.

Величайший немецкий композитор и дирижер Р. Вагнер говорил: «Если объединить все факты, от которых зависит правильное исполнение дирижером музыкального произведения, то они, в конечном счете, сведутся к правильному темпу; выбор и определение последнего сразу же показывает нам, верно ли понято дирижером данное произведение. Однако насколько трудно определить верный темп, видно хотя бы из того, что найти его можно только пи условии правильной во всех отношениях концепции исполнения».

Среди многих элементов художественной выразительности, темп является наименее стабильным и устойчивым. Свободный, «живой» темп в произведении обладает естественностью, пластичностью, гибкостью. Такой тип движения обладает необыкновенной силой воздействия. Однако, в то же время, ровность и неизменная поступательность постоянного темпа производит не меньшее художественное впечатление. Различные темпы выбираются композиторами для воплощения музыкальных образов в своих произведениях. В сочинениях различных стилей и жанров установились различные типы движения – быстрые, спокойные и медленные, свободные и строгие по темпу.

Правильно найденный темп произведения согласуется со многими другими элементами исполнения – динамикой, фразировкой и т.д. Выполнение этих элементов не должно оказывать влияния на тип движения, т. е. не следует затягивать темп на технически сложном месте, а ускорить его, как только сложность миновала. Лишь в правильно определенном темпе, строго соответствующем авторскому замыслу, возможно естественное звучание всех разнообразных компонентов. Известный немецкий дирижер конца XIX – начала ХХ века Ф. Вейнгартнер говорил: «Самый медленный темп не должен быть настолько медленным, чтобы еще нельзя было узнать мелодии, и ни один быстрый – настолько быстрым, чтобы ее уже нельзя было узнать».

Дирижер должен глубоко прочувствовать каждый из основных видов постоянного темпа, каждую градацию скорости движения, используя для этой цели образцы хоровой литературы. Лучшим средством тренировки темповой памяти является дирижирование с метрономом, тогда дирижер может ассоциировать свое чувство темпа с точно указанным временным следованием долей такта. Если на протяжении звучания произведения имеются указанные автором значительные темповые изменения в различных его частях, он может устанавливать в своем сознании сравнительное соответствие темпов, следующих друг за другом в разных частях произведения.

Если в произведении встречается смена темпов, следует соблюдать следующие правила:

1. Нельзя изменять темп в окончании первого построения.

2. Новый темп должен быть вполне определенным в новом построении с самого начала.

3. Жест дирижера должен быть при смене темпов предельно четким.

Для установления темпа и характера исполнения произведения, отдельных частей, периодов, фраз, интонаций, мелодических или гармонических последовательностей большое значение имеют авторские обозначения, знаки исполнительских штрихов, терминов (чаще всего на итальянском языке), указывающие способ исполнения и передающие ту или иную эмоциональную направленность, настроение.

 

 

МЕТРОРИТМИЧЕСКИЕ ШТРИХОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

    К числу метроритмических штриховых обозначений следует, прежде всего, отнести такие как: точное исполнение длительностей отдельных звуков – tenuto, правильное их соотношение между собой в одном такте, в течение всей исполняемой музыки. Сюда относятся и такие важные элементы, как ферматы, паузы, и их правильные взаимоотношения.

Фермата – знак продления звука (аккорда) или паузы, остановка движения музыки на неопределенное время, подсказанное музыкальным чувством исполнителя, относится к выразительным агогическим средствам. Ферматы на звуках, аккордах, паузах, на тактовой черте и между звуками, также относятся к временным отклонениям от темпа. Ферматы бывают короткие и длинные, их продолжительность зависит от характера произведения, его стилевой направленности, художественного вкуса исполнителя. Фермата может увеличивать звук (паузу) на неопределенное количество временных единиц. Принято считать, что фермата вдвое увеличивает длительность ноты (паузы). Однако, в исполнительской практике протяженность ферматы обратно пропорциональна длительности этой ноты. Например, если фермата расположена над целой нотой, то ее напряженность увеличивается в два раза, а фермата, стоящая над четвертью или восьмой удлиняет ноту более чем в два - четыре раза. Таким образом, увеличение длительности, над которой стоит фермата, тем больше, чем меньше сама длительность. Большое значение в определении длительности ферматы имеет темп: чем быстрее темп, тем длиннее фермата. Когда фермата поддается ритмическому подсчету, т.е. можно сосчитать в ее длительности количество счетных единиц времени, на которые она увеличена, ее называют учитываемой. Одним из выразительных значений ферматы является приостановка метрического течения музыки. Часто фермата предваряется, т.е. «подготавливается» некоторым замедлением темпа, являясь неизбежным следствием замедления. Также иногда встречаются ферматы неожиданного свойства, внезапная фермата, которая не снимает полностью ощущения темпа, без предварительной подготовки, например, в хоровых произведениях лирического песенного жанра, романтического направления с неустойчивым или свободным темпом (tempo rubato), а также с замедлениями, выдержанными аккордами, ферматы могут быть более протяженными. Напротив, в произведениях строгого стиля, например, в хоралах И.С. Баха фермата увеличивает ноту (аккорд) точно на половину ее длительности.

Существует три вида фермат на звуке – снимаемая, неснимаемая и комбинированная. Снимаемые (заключительные) ферматы обычно встречаются в конце музыкальных построений, например, на заключительных аккордах и внутри построений перед паузами, т.е. в тех случаях, когда после остановки на звуке его звучание прерывается, при этом требуется дирижерский жест снятие. Такие ферматы создают впечатление большой завершенности, утверждения. Неснимаемые (серединные) ферматы, как правило, встречаются внутри музыкальной фразы (построения). После неснимаемой ферматы движение музыки продолжается без возобновления дыхания хором, и дирижер не производит движение снятие, а лишь фиксирует окончание ферматы небольшой «точкой». Обычно такими ферматами подчеркивают кульминацию. Комбинированная фермата используется чаще в конце построений или в заключение произведения, когда хоровые голоса поочередно останавливаются на фермате. Как уже говорилось выше, в музыкальной практике встречаются ферматы над паузой, тактовой чертой или между нотами. Такая фермата воспринимается как своеобразная выразительная пауза (люфтпауза).

Снимаемые ферматы встречаются, например, в словацкой народной песне «Гусары» в обработке для хора В. Новака. Неснимаемые ферматы - в русской народной песне «Соловьем залетным» в обработке М. Анцева. Комбинированная фермата встречается в хоре Вик. Калинникова «Зима». Фермата между нотами (люфтпауза) встречается в хоре Р. Бойко «Три песни». Фермата на паузе встречается в хоре «Соловушко» П. Чайковского.

К числу штрихов, обозначаемых соответствующими знаками или словами в пении, относятся и такие, которые указывают, подсказывают хору и дирижеру способ и характер исполнения данной интонации, звука, аккорда, фразы части или произведения в целом. Сюда следует отнести такие словесные и графические обозначения штрихов исполнения, как:

legato - связно

legatissimo – превосходная степень от понятия связно

dolce – певуче, мягко, нежно

non legato - несвязно

staccato – толчками, отрывисто

Кроме этого, существует большое количество понятий и терминов, которые обозначают характер, эмоционально-художественное настроение, в котором должна быть исполнена определенная часть, отрывок или произведение в целом. Такие слова очень часто стоят рядом с обозначением темпа или в других местах по ходу изложения произведения. Наиболее часто в хоровой классической и современной литературе встречаются следующие итальянские термины:

agitato - беспокойно

amoroso - нежно

animato - воодушевленно

appassionato - страстно

brillante - блестяще

calando - ослабевая

delicatamento - нежно

dolente – скорбно, печально

espressivo – выразительно, с экспрессией

cantabile - певуче

capriccioso - капризно

commodo – удобно, спокойно

grandioso – грандиозно, величаво

maestoso - торжественно

alla marchia наподобие марша

martelato – с сильным отрывистым ударением

morendo - замирая

con moto - подвижно

fenebre – со скорбью, печально

fuocoso - пылко

glissando – плавно, легко, скользя

parlando - говорком

patetico –патетично, с пафосом

pesante - тяжело

risoluto - решительно

spinato – ровно, плавно

spiritoso - одухотоворенно

tranquillo- спокойно

 

 

На основании вышеизложенного следует, что одним из важных элементов художественно-исполнительской культуры, музыкально-исполнительской дисциплины в пении хора, как и в любом виде исполнительства, является устойчивое соблюдение указанных авторами в партитуре темповых указаний.  Правильное понимание и ощущение дирижером и участниками хора метроритмической темповой структуры произведения в живом звучании, многообразии их соотношений создает целостность формы и является одним из главных элементов исполнительского процесса.

Однако следует помнить, что темп и характер исполнения музыки, соответствующий авторским обозначениям, должен быть найден музыкальной интуицией самого исполнителя, в данном случае дирижером-хормейстером.

Больших успехов в работе с хоровым коллективом могут добиться лишь те хоровые дирижеры, которые помимо любви к хоровому искусству, обладают определенными музыкальными данными, профессиональными навыками и глубокими знаниями теоретической и практической работы с хором.

 

 

Учебная литература

 

1. Анисимов А. Дирижер-хормейстер. – Л., 1978.

2. Мосягина А. Хороведение и методика работы с хором. – Т., 2002.

3. Осеннева М., Самарин В. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М., 2003.

4. Романовский И. Хоровой словарь. – Л., 1980.

5. Самарин В. Хороведение. – М., 1998.

 

 

Рекомендации по выполнению:

1. По данной теме подготовить тезисы ответов, используя материалы лекции и учебную литературу.

2. Найти самостоятельно в хоровой литературе примеры использования агогики и метроритмических хоровых обозначений, указать названия произведений, в которых они встречаются, и выучить их напевать.

2. Материал прислать на адрес электронной почты marvit19@mail.ru в срок до 7 мая 2020 г., указав ФИО обучающегося.

Преподаватель: Дроздецкая М.В.

 

Интернет-ресурсы:

 

www.muslib.mmv.ru

http://notes.tarakanov.net

www.mmv.ru/p/link

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: