Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом социологии семьи?

2. Назовите основные историко-социальные типы семьи.

3. Назовите основные элементы "структуры семьи", которые определяются современной социологией.

4. Почему семью рассматривают в социологии как социальный институт и малую социальную группу?

5. Назовите функции семьи. Какие из перечисленных функций доминируют в современном обществе, а какие преобладали в прошлом?

6. Какую роль играет семья в процессе социализации личности?

7. Какие тенденции существования и развития семьи в современном европейском социуме являются позитивными, а которые разрушают ее? Ваша точка зрения.

8. Является ли проблемой социологии отношения молодежи к браку и разводам?

9. Какие альтернативы брака и семьи предлагались в истории социологической мысли?

10. Какие изменения в моделях семьи Вы можете назвать? Какие социальные связи, с вашей точки зрения, характеризуются как нестандартные семьи?

11. Соглашаетесь ли Вы с тезисом Платона, что не все люди и семьи достойны воспитывать детей?

Тема 7. Социология молодежи

семинарское занятие (2 час.)

 

Основные понятия темы: демография, молодая семья, молодежь, молодежная политика, молодежное сознание, образование, самоопределение, социализация, субкультура, юность.

План семинарского занятия

1. Молодежь как специфическая социально-демографическая группа общества.

2. Социальные характеристики молодежи Молодежное сознание.

3. Самоопределения молодежи: социальное, политическое, профессиональное, экономическое.

Темы рефератов

1. Особенности социализации и самоопределения молодежи в Украине.

2. Молодая (студенческая) семья и ее проблемы.

3. Девиантное поведение молодежи как объект социологического исследования.

4. Молодежная субкультура и контркультура.

5. Государственная молодежная политика и ее составляющие.

6. Социальный портрет украинской молодежи начала XXI в.

7. Проблема трудоустройства и занятости среди молодежи.

8. Проблема досуга в молодежной среде.

9. Модели и приоритеты жизненных стандартов современной молодежи.

10. Проблема социальной защиты молодежи.

11. Ценностные ориентиры молоды в обществах переходного типа.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое место занимает социология молодежи среди других отраслей социологического знания и гуманитарных наук?

2. Что является предметом и объектом социологии молодежи?

3. Какие возрастные границы предлагаются современной социологией для определения молодежи?

4. Какие задачи решает специальная социологическая теория молодежи?

5. Какие факторы социального самоопределения молодежи Вы знаете?

6. В чем заключается проблема политического самоопределения молодежи?

7. Почему, с Вашей точки зрения, в современной Украине молодежь является наиболее социально уязвимой общностью в плане экономического и политического самоопределения?

8. На основе каких факторов молодежь в большей степени характеризуется понятиям девиантности?

9.  В чем специфика молодежной субкультуры и контркультуры?

10. По каким направлениям можно характеризовать современную социальную политику Украины по делам молодежи?

Тема 8. Структура и методы социологического исследования

семинарское занятие (2 час.)

Основные понятия темы: анкета, валидность (обоснованность) информации, выборочная совокупность, включенное наблюдение, генеральная совокупность, эмпирические социологические исследования, интервью, опросник, репрезентативность выборки, респондент, социальный эксперимент, социальный механизм развития экономики, социограмма, социологическое исследование, социологическое интервью, социологическое наблюдение, социоматрица, социометрический индекс, социометрический метод опроса.

План семинарского занятия

1. Программа социологического исследования. Разновидности выборок.

2. Методы сбора и обработки информации.

3. Оформление результатов социологического исследования.

Темы рефератов

1. Место полевых социологических исследований в изучении социальной реальности и социальных процессов.

2. Анкетный опрос как самая распространенная разновидность социального мониторинга.

3. Разновидности интервью и специфика их использования в социологии.

4. Проблема интерпретации социологических данных.

5. Социальная прогностика и социологическое прогнозирование.

6. Значение социологического моделирования и прогнозирования для управления социальными процессами.

7. Метод социометрии в социологическом исследовании.

8. Роль личности социолога в социологическом исследовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: