Актуализация нового материала

Задание 1. Инструкция. Я буду называть действие, которое происходит сейчас, а вы назовите действие, которое уже произошло. (Можно использовать картинки)..

Собирают - собирали.

Покупают – покупали.

Сортируют – сортировали.

Перебирают– перебирали.

Моют – мыли.

Угощают – угощали.

Подают – подавали.

Кушают – кушали.

Активизация нового материала.

Игра 1.  «Выбери словечко».

Инструкция. Я начну фразу а добавьте слово-действие. Девочкин будут говорить так, будто действие происходит сейчас, мальчики – будто оно уже произошло.

Дети ягоды в корзину собирают/собирали.

Дети клубнику в магазине покупают/покупали.

Дети чернику в воде моют/мыли.

Ребята гостей к столу приглашают/приглашали.

Девочки малину подают/подавали.

Девочки друзей черникой угощают/угощали.

Гости клубнику кушают/кушали.

Игра 2. «Закончите фразу по смыслу».

Инструкция. Закончите фразу. Начнем с ряда возле окна. Каждый  называет по одному слову- действию. Затем продолжит ряд около стены. Потом будет отвечать средний ряд.

Вчера ребята бруснику собирали, мыли, перебирали, сортировали, покупали.

Сейчас они чернику собирают, моют, перебирают, сортируют, покупают.

Сегодня ребята гостей приглашают, угощают.

Вчера девочки гостей приглашали, угощали.

Игра 3.  «Лес – сад». Активизация грамматической формы в словосочетаниях.

Инструкция. Я раздам вам на парты картинки с изображение ягод; скажите что делали? или что делают? действия с лесными ягодами производились вчера, с садовыми – сегодня (сейчас).

Чернику…, ежевику…,  бруснику … (собирали, мыли, покупали)

Крыжовник…, клубнику…, смородину…  (сортируют, собирают, перебирают).

Крыжовник… (едят, кушают).

Землянику… (ели, кушали).

 

Активизация в предложении.

Игра 4.  «Калейдоскоп».

Инструкция. Я раздам вам разноцветные кружочки. Те дети, которым достался красный кружочек, говорят, что ребята делали вчера, а синий – сейчас. (По образцу). Ягоды можно называть любые.

Дети собирают ягоды. Дети собирали чернику.

Ребята угощают друзей малиной. Девочки угощали гостей крыжовником.

Игра 5. «Вчера или сегодня».

Инструкция. Я раздам вам картинки (картинки парные на настоящее/прошедшее время). Посмотрите, что на них нарисовано, скажите, что дети делают или делали. Придумайте детям имена.

1) Таня и Ваня сегодня ягоды собирают, а вчера собирали.

Покупают – покупали.

Сортируют – сортировали.

Перебирают– перебирали.

Моют – мыли.

2) Варя и Аня гостей вчера встречали, а сегодня встречают.

Приглашали – приглашают.

Подавали – подают.

Угощали - угощают.

 

Формирование грамматических обобщений.

Инструкция. Чем похожи эти слова?

- Собирали, покупали, мыли, сортировали, перебирали., приглашали, угощали, кушали…

 - правильно, во всех словах есть  маленькая частичка «-л-», она появляется в словах- действиях, которые уже произошли.

 

6.7 Повторение ранее изученного грамматического материала.

Образование относительных прилагательных с суфф. –н-.

- Что же можно приготовить из ягод? Варенье, сок, пастилу.

Инструкция. Как мы назовем получившееся варенье (сок, пастилу)?

- Какое варенье у нас получиться из клубники? Клубничное. Сок (какой?) – клубничный. Пастила (какая?) - клубничная.

Сок из брусники (какой?)…, земляники…, ежевики…, черники….

Пастила из брусники (какая?)….…, земляники…, ежевики…, черники….

Варенье из брусники (какое?)…, земляники…, ежевики…, черники….

(Обратить внимание на вопросы какой, какая, какой? И на окончанияслов-признаков…).

Контекстуализация нового материала.

Инструкция. На доске выставлены парные картинки с действиями. На столе учителя разложены картинки с изображением ягод. Выберите картинки. Составьте предложения по образцу.

 

Мальчики сегодня собирают клубнику, а девочки вчера собирали. Дети приготовят клубничное варенье, клубничный сок, клубничную пастилу.

(Мальчики сегодня покупают чернику, а  девочки вчера покупали. Дети приготовят черничное варенье, черничный сок, черничную пастилу).

Девочки сегодня угощают гостей ягодами, а мальчики вчера угощали. Гости кушают (кушали) ягоды, пьют (пили) ягодный сок, едят (ели) малиновое варенье.

 

Подведение итогов. Домашнее задание.

- О чем мы сегодня говорили? О ягодах.

- Вы замечательно поработали. Дома девочки нарисуют  садовые ягоды, а мальчики – лесные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: