Задание 1. Инструкция. Я буду называть действие, которое происходит сейчас, а вы назовите действие, которое уже произошло. (Можно использовать картинки)..
Собирают - собирали.
Покупают – покупали.
Сортируют – сортировали.
Перебирают– перебирали.
Моют – мыли.
Угощают – угощали.
Подают – подавали.
Кушают – кушали.
Активизация нового материала.
Игра 1. «Выбери словечко».
Инструкция. Я начну фразу а добавьте слово-действие. Девочкин будут говорить так, будто действие происходит сейчас, мальчики – будто оно уже произошло.
Дети ягоды в корзину собирают/собирали.
Дети клубнику в магазине покупают/покупали.
Дети чернику в воде моют/мыли.
Ребята гостей к столу приглашают/приглашали.
Девочки малину подают/подавали.
Девочки друзей черникой угощают/угощали.
Гости клубнику кушают/кушали.
Игра 2. «Закончите фразу по смыслу».
Инструкция. Закончите фразу. Начнем с ряда возле окна. Каждый называет по одному слову- действию. Затем продолжит ряд около стены. Потом будет отвечать средний ряд.
|
|
Вчера ребята бруснику собирали, мыли, перебирали, сортировали, покупали.
Сейчас они чернику собирают, моют, перебирают, сортируют, покупают.
Сегодня ребята гостей приглашают, угощают.
Вчера девочки гостей приглашали, угощали.
Игра 3. «Лес – сад». Активизация грамматической формы в словосочетаниях.
Инструкция. Я раздам вам на парты картинки с изображение ягод; скажите что делали? или что делают? действия с лесными ягодами производились вчера, с садовыми – сегодня (сейчас).
Чернику…, ежевику…, бруснику … (собирали, мыли, покупали)
Крыжовник…, клубнику…, смородину… (сортируют, собирают, перебирают).
Крыжовник… (едят, кушают).
Землянику… (ели, кушали).
Активизация в предложении.
Игра 4. «Калейдоскоп».
Инструкция. Я раздам вам разноцветные кружочки. Те дети, которым достался красный кружочек, говорят, что ребята делали вчера, а синий – сейчас. (По образцу). Ягоды можно называть любые.
Дети собирают ягоды. Дети собирали чернику.
Ребята угощают друзей малиной. Девочки угощали гостей крыжовником.
Игра 5. «Вчера или сегодня».
Инструкция. Я раздам вам картинки (картинки парные на настоящее/прошедшее время). Посмотрите, что на них нарисовано, скажите, что дети делают или делали. Придумайте детям имена.
1) Таня и Ваня сегодня ягоды собирают, а вчера собирали.
Покупают – покупали.
Сортируют – сортировали.
Перебирают– перебирали.
Моют – мыли.
2) Варя и Аня гостей вчера встречали, а сегодня встречают.
Приглашали – приглашают.
Подавали – подают.
Угощали - угощают.
Формирование грамматических обобщений.
|
|
Инструкция. Чем похожи эти слова?
- Собирали, покупали, мыли, сортировали, перебирали., приглашали, угощали, кушали…
- правильно, во всех словах есть маленькая частичка «-л-», она появляется в словах- действиях, которые уже произошли.
6.7 Повторение ранее изученного грамматического материала.
Образование относительных прилагательных с суфф. –н-.
- Что же можно приготовить из ягод? Варенье, сок, пастилу.
Инструкция. Как мы назовем получившееся варенье (сок, пастилу)?
- Какое варенье у нас получиться из клубники? Клубничное. Сок (какой?) – клубничный. Пастила (какая?) - клубничная.
Сок из брусники (какой?)…, земляники…, ежевики…, черники….
Пастила из брусники (какая?)….…, земляники…, ежевики…, черники….
Варенье из брусники (какое?)…, земляники…, ежевики…, черники….
(Обратить внимание на вопросы какой, какая, какой? И на окончанияслов-признаков…).
Контекстуализация нового материала.
Инструкция. На доске выставлены парные картинки с действиями. На столе учителя разложены картинки с изображением ягод. Выберите картинки. Составьте предложения по образцу.
Мальчики сегодня собирают клубнику, а девочки вчера собирали. Дети приготовят клубничное варенье, клубничный сок, клубничную пастилу.
(Мальчики сегодня покупают чернику, а девочки вчера покупали. Дети приготовят черничное варенье, черничный сок, черничную пастилу).
Девочки сегодня угощают гостей ягодами, а мальчики вчера угощали. Гости кушают (кушали) ягоды, пьют (пили) ягодный сок, едят (ели) малиновое варенье.
Подведение итогов. Домашнее задание.
- О чем мы сегодня говорили? О ягодах.
- Вы замечательно поработали. Дома девочки нарисуют садовые ягоды, а мальчики – лесные.