Идентификация нового материала

По развитию лексико-грамматических средств языка.

Тема. «Ягоды».

Цель. Формирование умения использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени.

Речевые задачи:

По лексике. Расширить и активизировать словарь существительных, глаголов и прилагательных,  относящихся к теме «Ягоды».

По грамматике.

1. Формировать умение использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени (множественное число).

2. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

3. Закрепить умение согласовывать относительные прилагательные с существительными в роде.

Дидактические материалы. Карточки, картинки, игрушки.

Лексический материал.

Малина, земляника, крыжовник, ежевика, черника, морошка, клубника, смородина, брусника, голубика, боярышник, шиповник, клюква.

Опушка – это край леса, там больше света и многие ягодные кустарники предпочитают расти именно там.

Сортировать - распределять, разбирать по размерам, по сходным признакам, по сортам.

Грамматический материал.

Собирают - собирали.

Покупают – покупали.

Сортируют – сортировали.

Перебирают– перебирали.

Моют – мыли.

 

Дети собирают ягоды. Дети собирали чернику.

 

Таня и Ваня сегодня ягоды собирают, а вчера собирали.

 

Брусника – брусничное, брусничный, брусничная.

Земляника – земляничное, земляничный, земляничная.

Ежевика – ежевичное, ежевичный, ежевичная.

Черника – черничное, черничный, черничное.

 

Мальчики сегодня собирают клубнику, а девочки вчера собирали. Дети приготовят клубничное варенье, клубничный сок, клубничную пастилу.

(Мальчики сегодня покупают чернику, а девочки вчера покупали. Дети приготовят черничное варенье, черничный сок, черничную пастилу.

                              План-конспект занятия


1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Давайте вспомним ранее изученные темы. Мальчики нам назовут фрукты, а девочки – овощи.

Инструкция: вспомните фрукты и овощи, изученные на прошлых занятиях. Сядут те мальчики, которые назовут фрукты. Сядут те девочки, которые назовут овощи.

 

2.  Подведение к теме занятия.

Посмотрите, какая-то корзинка в углу стоит. Ой, да в ней же загадки. И не просто загадки, а с картинками-отгадками. Только они все перепутались. Поможем разобрать?

Инструкция: отгадайте загадки, назовите отгадки.

 

Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с...

(малиной)

 

Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела...

(земляника)

 

Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик?

(ежевика)

 

Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —...

(черника)

 

На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка...

(морошка)

 

Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка?

(клубника)

 

Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это?

(смородина)

 

На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он?

(крыжовник)

 

Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.

(земляника)

 

 

 

 

3. Уточнение  темы занятия.

Инструкция. Посмотрите на картинки-отгадки. Как мы это можем назвать одним словом?

 – Правильно, ягоды. Тема занятия «Ягоды».

 

4. Активизация лексического материала.

4.1 Игра «Сад – лес».

- В зависимости от произрастания ягоды называют лесными или садовыми. Какие ягоды относятся к лесным, а какие к садовым? (Один ребенок или несколько детей выходят к доске и переставляют картинки с ягодами к картинкам «Лес» и «Сад»). Садовые ягоды – те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. К лесным относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

Опушка – это край леса, там больше света и многие ягодные кустарники предпочитают расти именно там.

 

Инструкция. Разложите картинки с изображением ягод в зависимости от места их произрастания.

Лес – брусника, голубика, клюква, черника.

Сад – крыжовник, клубника, смородина.

- Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить такие ягоды.

Малина, ежевика, земляника.

 

4.2 Игра «Жадина».

- Собрали много ягод, а поделить их не можем. Сейчас мы ненадолго превратимся в самых настоящих жадин.

Инструкция. Подбери к ягодам правильное словечко – «мой» или «моя».

Мой: крыжовник, боярышник, шиповник.

Моя: малина, морошка, смородина.

 

 

5. Физкультминутка.

Хорошо в лесу зеленом,           Ходьба на месте.

Травы стелются ковром, Показываем руками «трава стелется».

А резные листья кленов            Растопырили пальцы – «листья клена».

Укрывают нас шатром.             Соединили руки над головой.

 

Мы идем лесной тропою,          Продолжаем маршировать.

Смотрим мы по сторонам,        Повороты головы.

Пахнет мхами, пахнет хвоей.                 

Бродят тени по стволам.

 





























Усвоение грамматического материала.

6.1  Повторение пройденного.

- Вспомните, на прошлом занятии мальчик Ваня собирал фрукты. Кто помнит, что мы о нем говорили?

Ваня фрукты сейчас собирает, а вчера собирал.

Моет – мыл.

Перебирает – перебирал.

Сортирует – сортировал.

Покупает – покупал.

Ваня был один, а ягодников у нас много. Поэтому мы про них будем говорить по другому.

 

6.2 Презентация нового материала.

Задание 1. Введение  глаголов настоящего и прошедшего времени.

- Когда в садах и лесах созревают ягоды, у ягодников много забот! Что же можно делать с ягодами?

Инструкция. Я выставлю на доску картинки. На них дети что-то делают. Я буду называть эти действия. Посмотрите, чем они отличаются. (На одной картинке дети делают что-то сейчас, на другой уже сделали).

Сегодня дети ягоды собирают, а вчера собирали.

Покупают – покупали.

Сортируют – сортировали.

Перебирают– перебирали.

Моют – мыли.

Сортировать - распределять, разбирать по размерам, по сходным признакам, по сортам. (Можно спросить у детей).

 

Идентификация нового материала.

(Картинки те же, что и в упражнении 6.2).

Задание 1. Инструкция. Я буду называть действия, а вы покажите картинку, соответствующую этому действию.

Собирают - собирали.                                     

Покупают – покупали.

Сортируют – сортировали.

Перебирают– перебирали.

Моют – мыли.

К столу подают подавали.

Угощают – угощали.

Кушают – кушали.

 

Задание 2. Инструкция. У вас на столе две карточки: на одной кружок, а на другой стрелочка. Я буду называть действия, а вы покажите карточку с кружочком, если действие происходит сейчас, или карточку со стрелочкой, если происходило раньше, например вчера.

Собирают - собирали.

Покупают – покупали.

Сортируют – сортировали.

Перебирают– перебирали.

Моют – мыли.

Подают – подавали.

Угощают - угощали.

Кушают - кушали.

 




double arrow
Сейчас читают про: