Плавание в Средние века

На смену античному периоду истории пришли средние века, которые для плавания, как и для многих других физических упражнений, явились периодом упадка. В средние века бросание человека в воду было испытанием и, если человек не тонул, а выплывал, то он считался одержимым нечистой силой, т. к. «чистая вода его не приемлет». Искусство плавания лишь изредка показывалось за деньги акробатами и балаганными артистами. Некоторое распространение плавание получило в быту кельтских, славянских и германских племен и было непосредственно связано с военным делом.

Формально плавание было включено в число так называемых «семи рыцарских доблестей», входящих в программу воспитания молодых людей рыцарского сословия. Однако большинство рыцарей плаванием не занимались или занимались очень мало на первой пажеской ступени воспитания. Привилегированное рыцарское сословие предпочитало боевые виды упражнений. Рыцарские доспехи также не способствовали применению плавания в военном деле. Основатель первого рыцарского ордена французский рыцарь из Прованса Годфуа де Преи в IX веке определял плавание в качестве главного требования к членам ордена для усвоения пяти навыков. В связи с этим юно­шам из аристократических семей следовало научиться: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука и сражаться.

Некоторое развитие плавание получает в эпоху Возрождения, но только в отдельных странах. Так, в 1515 году в Венеции проводились первые соревнования по плаванию. К этому периоду следует отнести и выпуск первого печатного руководства, составленного датчанином Николаем Винманном (1538 г.).

Известно, что в школах Японии в 1603 году по приказу императора в кач­естве обязательного предмета было введено обучение плаванию. Создатель основ современного физического воспитания в школе Ян Амос Каменский (чешский мыслитель-гуманист 1592 - 1670 гг.) создал систему физических упражнении: подвижные игры, бег, прыжки, борьба, плавание и попадание копьем в кольцо.

Общественная роль физической культуры в период после буржуазной революции в Англии нашла отражение в деятельности великого мыслителя Джона Локка (1632 - 1704 гг.). Он являлся теоретиком физической культуры джентльменов. Человеку, прежде всего, считал он, необходимо укрепление здоровья, систематический уход за телом. Джентльмен, подчеркивал он, должен преодолевать трудности на море, в бою, в общественной и личной жизни. Основной упор в физическом воспитании он делал на плавание, верховую езду, фехтование, борьбу и танцы.

Период эпохи Французского просвещения, определявший общественные нравы и обычаи Западной Европы к концу XVIII века, сменился периодом контрреформации, что привело к упадку физического воспитания. Так, в Париже в 1657 году было 117 залов для игры в мяч, в 1780 году их осталось 10, а в 1839 году - всего четыре. Плавание и купание в открытых водоемах стало считаться безнравственным делом, а молодежь привилегированных сословий в большинстве своем считала занятия плаванием простонародным увлечением.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период средневековья охватывающий более двенадцати столетий, плавание не получило заметного развития в странах как Центральной, так и Западной Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: