Зарождение библиотечного образования относится к началу 20 века, когда в 1906 году профессор Петербургского университета В.Э. Вольтер организовал студенческий кружок, в котором велись библиотечно-библиографические занятия.
В этот же год (1906) Петербургское общество библиотековедения подняло вопрос об учреждении кафедр библиотековедении и библиографии при университетах, но он не был решен. Аналогичное предложение было выдвинуто Всероссийским съездом по библиотечному делу (1911).
Но только в 1913 году были организованы годичные курсы библиотекарей при Московском Народном университете имени Шанявского.
Все это были ценные, но отдельные начинания. Единая система библиотечно-библиографического образования отсутствовала.
Она начала складываться только после 1917 года.
В 1918 году в Москве открывается библиотечный семинарий. Его программа была рассчитана на 2 года теоретического и практического обучения. Параллельно с изучением специальных дисциплин ее слушатели посещали пролетарский университет, которой обеспечивал подготовку политически грамотных библиотекарей из пролетарской и крестьянской среды. Семинарий просуществовал до 1920 года.
|
|
В декабре 1918 года открывается первое в стране высшее учебное заведение для подготовки библиотечных работников – Институт внешкольного образования (нынешняя Санкт-Петербургская Академия культуры).
Вскоре подобные институты были открыты в Иваново-Вознесенске, Костроме и некоторых других городах.
Библиотечные отделения начали создаваться при некоторых педагогических институтах.
Однако сеть учебных заведений, готовящих библиотечных работников, была недостаточной, контингенты обучающихся в них были невелики.
Между тем потребность в подготовленных библиотечных кадрах была достаточно острой. Для решения этой задачи повсеместно стали организовываться библиотечные курсы.
Библиотечные курсы проводились:
· секциями губернских и уездных отделов народного образования,
· крупными библиотеками,
· а также некоторыми высшими учебными заведениями.
По содержанию и продолжительности библиотечные курсы отличались друг от друга. Преобладали 2-х недельные курсы, на которых обучали только технике библиотечного дела.
Кроме того, при проведении курсов остро ощущался недостаток квалифицированных кадров преподавателей.
На качестве работы курсов сказывались также неразработанность программ, отсутствие учебников и учебных пособий.
Отсюда – невысокий профессиональный уровень обучающихся.
В 20-е годы сформировалась система библиотечного образования, которая сохранялась до начала Великой Отечественной войны. Она включала:
|
|
· высшее образование, которое осуществлялось на политико-просветительских факультетах институтов народного образования, а также педагогических и политико-просветительских институтах;
· среднее образование обеспечивали библиотечные отделения педагогических техникумов и советских партийных школ.
Особенностью этого периода библиотечного образования являлось то, что основное внимание отводилось на изучение общественно-политических наук. Специальные библиотечные дисциплины изучались в ограниченном объеме (всего 134 часа). Фактически это была специализация на последнем курсе. То есть такая подготовка была рассчитана на выпуск библиотекаря волостной библиотеки.
В послевоенные годы в СССР сложилась 3-х-уровневая система подготовки библиотечных кадров:
· начальное профессиональное образование;
· среднее профессиональное образование;
· высшее библиотечное образование.
Начальное библиотечное образование организационно было оформлено слабо. Оно было рассчитано на подготовку молодых людей, пришедших работать в библиотеку после средней общеобразовательной школы, не имея элементарных представлений о содержании и характере библиотечного труда, который придется им выполнять.
Начальная подготовка осуществлялась 2-мя способами:
· непосредственно на рабочем месте библиотекаря под руководством наставника. При этом формировались лишь умения и навыки, но молодые библиотекари не получали представления об их месте и роли в общей библиотечной работе;
· в 60-е годы функции начальной подготовки библиотекарей взяла на себя общеобразовательная средняя школа. Здесь в 11-м классе будущих библиотекарей обучали основам библиотечного дела. Выпускники вместе с аттестатом о среднем образовании получали удостоверение библиотекаря.
Среднее библиотечное образование. В 1946 – 1959 годы большое внимание было обращено на развитие сети средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов в области библиотековедения и библиографии.
В эти годы во многих городах открывались библиотечные техникумы, так как была поставлена задача: обеспечить большинство массовых библиотек кадрами со средним специальным образованием.
В связи с этим:
· значительно увеличились приемные контингенты учащихся,
· пересматривались учебные планы,
· расширялась практическая подготовка, которая вылилась в увеличение часов на лабораторно-практические занятия, на учебную и производственную практики.
В конце 50-х годов наметилась тенденция к свертыванию библиотечных техникумов и образованию на их базе культурно-просветительных училищ с библиотечными отделениями. Впоследствии большинство культурно-просветительных училищ были преобразованы в училища искусств и культуры.
К середине 80-х годов в Российской Федерации насчитывалось более 130 культурно-просветительных училищ и 5 библиотечных техникумов (Ленинград, Москва, Канск, Омск, Уфа).
Высшее образование. С СССР подготовка библиотечных специалистов высшей квалификации осуществлялось на библиотечных факультетах:
· 17 институтов культуры,
· 5 университетов (Баку, Рига, Вильнюс, Кишинев, Ашхабад),
· 5 педагогических институтов (Ереван, Алма-Ата, Фрунзе, Тбилиси, Таллинн),
· 1 институт искусств (Душанбе).
Обучение велось по дневной, заочной и вечерней формам обучения. Срок обучения на дневном отделении – 4 года, на заочном – 5 лет. По окончании вуза специалисты получали диплом библиотекаря – библиографа.
С 1975 года вузы приступили к подготовке библиотекарей – библиографов с дополнительной специализацией
К концу 80-х гг. все библиографические дисциплины, изучаемые в учебных заведениях, были обеспечены программами, учебниками, учебными пособиями. Все учебные материалы обновлялись примерно раз в 10 – 15 лет.
|
|
Тем не менее, велась постоянная работа по повышению качества обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих профессиональные кадры для библиотек.
В конце 80-х – начале 90-х годов произошли некоторые изменения в системе библиотечного профессионального образования. Некоторые из ссузов влились в вузы и стали одной из ступеней непрерывного образования. Так, например, на базе Волгоградского училища искусств и культуры был сформирован вуз, где подготовка библиотекарей ведется по 2-м ступеням:
· 2-я ступень – среднее специальное образование;
· 3-я ступень – высшее библиотечное образование.
Аналогичные системы были созданы и в других городах.
Каждый год выпускалось около 10 тысяч библиотечных специалистов с высшим и средним специальным образованием.
В России библиотекари, в том числе и библиографы, представляют собой большую социально-профессиональную группу. В 2000 году в общедоступных библиотеках работало свыше 128 тысяч библиотекарей.
Заключение
Отечественная библиография за свою многовековую историю прошла большой и сложный путь.
За время становления российской библиографии:
1. Появились и достигли высокой степени развития все виды библиографии, начиная от государственной, книготорговой, репертуарной, рекомендательной до отраслевой и биобиблиографии.
2. Государственная библиография, зачатки которой появились в начале 18 века, выросла в мощную систему, охватывающую более 10 видов документов, информация о которых находит отражение в летописях Российской книжной палаты.
3. Репертуарная библиография находится в стадии свое развития. Ведется работа по созданию репертуара отечественных документов. Созданы полный репертуар периодических изданий, отдельные звенья репертуара книги. В настоящее время создана электронная версия, ведется публикация печатного варианта репертуара книжных изданий.
|
|
4. Рекомендательная библиография, имевшая большие достижения в конце 19 – начале 20 веков, затем переживала трудные и сложный период становления. В 70-80-е годы сложилась достаточно стройная система РБП. Конец 80-х годов – самый сложный момент в истории рекомендательной библиографии, когда сам термин был почти под запретом. В настоящее время происходит возрождение этого вида библиографии.
5. К 70-м годам 20 века в СССР сложилась система государственной научно-технической информации, которая не в полной мере выдержала проверку временем. Тем не менее, в настоящее время в стране функционирует система Российской научно-технической информации.
6. Библиографические общества, о необходимости которых говорилось еще в начале 19 века, появились в России в конце 19 – начале 20 века. В советское время их деятельность была запрещена. В современной России функционирует Российская библиотечная ассоциация, которая объединяет библиотеки различного статуса, ведет активную работу не только в стране, но и на международной арене.
7. Первые теоретические работы, появившиеся в начале 19 века, получили дальнейшее развитие в 19 и 20 веках. К концу существования СССР, теория библиографии находилась на подъеме, появились серьезные теоретические труды, которые обосновали правомерность существования такой науки как «библиографоведение».
8. История библиографии, также как и теория библиографии, в конце 80-х годов находилась на подъеме. Уже в современной России в начале 90-х годов вышел в свет ряд монографий исторического характера, работа над которыми началась в советский период.
9. Методика библиографии, освещенная в ряде монографий советского времени, в настоящее время разрабатывается с учетом современных реалий. Появился ряд монографий, посвященных использованию новых информационных технологий в библиографической деятельности.
10. Подготовка кадров ведется в виде непрерывного библиотечного образования, которая предусматривает многоступенчатую систему подготовки библиотечно-библиографических кадров. В настоящее время изменились требования и функции библиотекаря – библиографа. Все это учитывается при разработке Государственных образовательных стандартов.
В современной России продолжается дальнейшее развитие отечественной библиографии:
· Появляются крупные научные работы,
· Создаются новые библиографические пособия,
· Новые информационные технологии проникают во все сферы библиографической деятельности.
Литература
Основная литература
1. Библиография. Общий курс: учебник / под ред. М.А. Брискмана, А.Д. Эйхенгольца. – М., 1969. – С. 83-344.
2. Библиография. Общий курс: учебник / под ред. О.П. Коршунова. – М., 1981. – С. 131-237.
3. Беспалова Э.К. Библиография в России на рубеже XXI (80- 90-е гг.): учеб. пособие по курсу «Библиографоведение. Общий курс. Раздел 2. История русской библиографии». / Э.К. Беспалова. – М.: МГУКИ, 2002 – 2003.
Ч.1. Историко-библиографические исследования. – 2002. – 103 с.
Ч.2. История российской библиографии. – 2003. – 39 с.
4. Беспалова Э.К. История российской библиографии: учеб. пособие по курсу «Библиографоведение. Общий курс. Ч. 2. История российской библиографии». / Э.К. Беспалова. – М.: МГУКИ, 2002 – 2003.
5. Гречихин А.А. Общая библиография [Электронный ресурс] / А.А. Гречихин. - http://www.gumfak.ru/bib_html/biblio/content. shtml
6. Дунаева, Т.Г. Основные этапы развития государственной библиографии России (1917-1997): учеб. пособие / Т.Г. Дунаева. – Казань,1999. – 37 с.
7. Здобнов, Н.В. История русской библиографии до начала 20 века Н.В. Здобнов. – 3-е изд. – М., Изд-во АН СССР, 1955. – 605 с.
8. Машкова, М.В. История русской библиографии начала ХХ века: до октября 1917 года /М.В. Машкова. – М.: Книга, 1969. – 492 с.
9. Михеева, Г.В. История русской библиографии (февраль 1917-1921 гг.) / Г.В. Михеева; Рос. нац. б-ка. – СПБ., 2006. – 560 с.
10. Рейсер, С.А. История русской библиографии с ХI века по 1917 г. / С.А. Рейсер. – М.: Госкультпросветиздат, 1956. – 447 с.