Название метода | Описание |
Угашение | Отказ в подкреплении, следующий за несоответствующим поведением |
Смена стимула | Изменение дискриминационного стимула (удаление или изменение запускающего поведение предшествующего стимула) |
Наказание | Предоставление мягкого аверсивного стимула (aversio – отвращение), следующего после неадекватного поведения |
Выключение позитивного подкрепления (тайм-аут) | Отсрочка положительного подкрепления на короткое время после неадекватного поведения |
Сверхкоррекция | Пациент восполняет потерю и вносит дополнительную плату |
Дифференцированное положительное подкрепление | Подкрепляется поведение, несовместимое с демонстрируемым |
Постепенная подготовка к аверсивному стимулу (десенсибилизация) | Постепенное погружение в психотравмирующую ситуацию в состоянии безопасности и релаксации |
Скрытое моделирование, реципрокная ингибиция | Представление в воображении избегаемого объекта и противоположного по вызываемой эмоции |
Моделирование | Демонстрация поведения для копирования |
Ролевая игра | Проигрывание соответствующего поведения, ситуации, конфликта с альтернативными вариантами |
Таблица 3
Техники, усиливающие поведение
Название метода | Описание |
Позитивное подкрепление | Предоставление позитивного стимула (награда или приятное событие), следующего за желаемым поведением |
Негативное подкрепление | Удаление стимула (аверсивного или угрожающего события), следующего за желаемым поведением |
Планируемое игнорирование | Не обращается внимание в случае дезадаптивного характера поведения |
Жетонная система | Подкрепляется только желаемое поведение, нежелаемое штрафуется |
Моделирование | Нахождение кого-либо на подходящую модель желаемого поведения и проигрывание роли in vivo |
Тренинг уверенного поведения | Уверенность обладает противообусловливающим характером неуверенному поведению |
Когнитивные методы | Обучение рациональным, альтернативным способам восприятия действительности и решения проблем |
Наиболее широко распространенными приемами поведенческой терапии являются следующие.
Систематическая (поэтапная) десенсибилизация Вольпе
Реципрокная ингибиция. Ее механизм заключается в том, что ответ ослабляется в присутствии сильного, несовместимого сигнала. Например, клиент не может быть тревожен и расслаблен одновременно. Два ответа несовместимы, они не могут возникать одновременно, и один уступит дорогу другому. К такому методу относится систематическая десенсибилизация Вольпе, а также другие приемы, использующие последовательное применение двух несовместимых сигналов.
В основе – принцип реципрокности (взаимоисключения) эмоций. Если поместить человека в состояние релаксации, а затем подвергнуть стрессовому воздействию, то реакции страха не будет. Предварительно проводится ранжирование стрессогенных ситуаций. Величина шага должна быть небольшой. Затем, после погружения клиента в состояние релаксации, предъявляются стимулы с низкой стрессогенной нагрузкой. Стрессогенность стимулов должна нарастать постепенно. Стимулы поэтапно десенсибилизируются, переходя к все более сильным. Десенсибилизация может быть имагинальная или реальная. Если у клиента во время сеанса появляются признаки страха или напряжения, его просят открыть глаза и снова погружают в состояние релаксации.
Исторически метод десенсибилизации, предложенный Вольпе, был вторым методом, с которого началось широкое распространение поведенческой психотерапии. Автор исходил из следующих положений. Невротическое поведение чаще всего определяется тревогой. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям человека в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если в одно и то же время действуют противоположные стимулы, например гнев или релаксация. Происходит противообусловливание, угасает патологический рефлекс.
Эмоционально-стрессовыми методами работы с фобиями являются следующие поведенческие техники: наводнение, имплозия, парадоксальная интенция, методика вызванного гнева. В настоящее время они употребляются редко, в основном в практике детских психотерапевтов. При использовании этих приемов имеются отработанные алгоритмы.
Техника наводнения (имплозии) Стампфла
Длительная экспозиция психотравмирующего объекта приводит к запредельному торможению. Клиент находится в состоянии наводнения страхом до тех пор, пока страх не уменьшится (1–1,5 ч.). Клиент не должен засыпать и думать о постороннем. Число сеансов – от 3 до 10. Очень важно при применении этой техники учитывать адаптивные возможности клиента.
Техника аверсии
Аверсия – наказание за неадаптивную реакцию. Реакция, связанная с позитивными эмоциями, начинает ассоциироваться с негативными переживаниями.
Техника рассеивания (иммерсии)
Повторение стрессогенного стимула приводит к уменьшению реакции на него (транслируются слайды со стрессогенным событием).