Техника формирования коммуникативных навыков

А. П. Гольдштейна

  В технике структурной научающей психотерапии предполагается, что освоение конкретных навыков позволит решить многие проблемы.Собирается группа с общими интересами, демонстрируется модель успешного освоения навыка, предпринимается попытка повторить, дается обратная связь.

6. Моделирование поведения – технический прием, легко применимый в амбулаторных условиях, он ориентирован на проблему, его чаще называют обучением, что привлекает клиентов, избегающих слово «пациент». Он стимулирует к самостоятельному решению проблем, что очень важно для клиентов с пограничными расстройствами, в основе которых нередко лежит инфантилизм. Кроме того, многие приемы когнитивно-поведенческой психотерапии представляют конструктивные копинг-стратегии, помогая клиентам приобрести навыки адаптации в социальной среде.

Парадоксальная интенция

Суть техники состоит в том, что клиент должен намереваться сделать именно то, чего он боится или избегает. Намерение формулируется в ироничной форме. За счет этого негативные переживания ослабевают.

8. Прием «шкалирования» позволяет сделать замеры проблемы: больше или меньше, сколько процентов, градусов, на каком месте по тяжести и т. д. При ответе на подобные вопросы у клиента иногда спонтанно возникает снижение тревоги. Для тех клиентов, которые воспринимают вещи как «все или ничего», этот прием также весьма эффективен. Шкалирование чувств позволяет увеличить у клиентов дистанцию или расширить перспективу. Клиенты замеряют чувства или установки, используя десятичную (1–10) или стобалльную (1–100) систему измерения. Клиентам предлагается оценить любое стрессовое событие в жизни по этой же системе. Техника шкалирования дает возможность определить установки в их жизненном контексте. Так как клиенты нередко находятся на крайних позициях, любое движение к средней точке имеет лечебный эффект. В когнитивной психотерапии она нашла применение в комплексной работе с дисфункциональными мыслями, иррациональными установками (табл. 6). Проработка когнитивной цепочки, таким образом, снижает степень выраженности отрицательных эмоций и дает возможность поиска альтернатив. Запись дисфункциональных мыслей может осуществляться как на занятии с психотерапевтом, так и в виде домашнего задания. С помощью приемов шкалирования оценивается также эффективность разных методов социально-психологического тренинга (например, на каком месте по уверенности Вы себя поставите), путем проведения замеров в начале и в конце цикла занятий.

9. «Постановка цели». Вначале необходимо переформулировать проблему в цель. Например, «я раздражителен» – проблема, хочу быть «спокойным, контролировать себя» – цель; «я очень внушаемый» – проблема, «хочу быть критичным, иметь свою точку зрения» – цель.

Модель «целеполагания» предназначена для более точной и четкой проработки цели и последовательности шагов для ее достижения. Критериями этого могут быть следующие характеристики:

– формулирование цели только в положительных (позитивных) терминах (чего я хочу, а не чего я не хочу);

– точное знание достигнутного результата на уровне сенсорных ощущений (как я узнаю, что достиг цели? Что увижу, услышу, почувствую в этот момент?);

– ориентация на свои возможности (не ставится цель для окружающих, только для себя);

– улучшение или сохранение положительного опыта нынешнего состояния (достижение цели не должно ухудшать сегодняшнее состояние);

– обусловленность цели настоящим контекстом (в каких условиях цель желанна, а в каких — нет);

– экологическая чистота (реализация цели не должна наносить вред окружающим или самому человеку).

Кроме того, цель должна быть: возможной (достижимой) для субъекта; практичной (глобальные цели следует разбивать на конкретно выполнимые шаги); ст о ящей, то есть необходимой субъекту как таковая и в ее последствиях.

Следующие вопросы помогают идентифицировать цель.

Чего я хочу добиться? – Результат.

Как я узнаю, что достиг цели? Свидетельства достижения на сенсорном уровне (что увижу, услышу, почувствую?) – Признаки.

Когда мне это необходимо (нежелательно)? – Условия.

Чего мне недостает, чтобы достичь цели? – Средства.

Что мешало мне достичь цели раньше? – Ограничения.

Что произойдет, если я достигну (не достигну) цели? – Последствия.

Ст о ит ли цель моих усилий? – Ценность.

Кибернетическая модель ТОТЕ (от англ. Test–operate–test–exit – пробую–действую–пробую–выхожу) состоит из четырех конкретных шагов.

Первый шаг – проработка цели: необходимо ясно, четко представить себе результат во всех трех модальностях (вижу, слышу, чувствую).

Второй шаг – четко и ясно осознать свидетельства достижения, признаки того, что цель достигнута. Признаки могут быть внешними или внутренними.

Третий шаг – отслеживание движения к цели (признаки, указывающие, двигаюсь ли я к цели или сбился с пути?).

Четвертый шаг – коррекция (если сбился с пути к достижению к цели, необходимо скорректировать действия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: