И психотерапии
Продолжением идей М. Хайдеггера стал экзистенциальный психоанализ Жана–Поля Сартра. В центре внимания автор ставит идею интенциональности сознания, сформулированную Э. Гуссерлем. Он понимает его как «безличную спонтанность» – многообразие ничем не детерминированных актов (Л. Ф. Бурлачук, 2003).
Главным понятием собственной системы он делает понятие свободы, которую определяет как выбор своего бытия: человек – ничто, поэтому он таков, каким он себя свободно выбирает (свобода выражается в возможности выбирать свое отношение к данной ситуации).
Объективная ситуация не сама по себе ограничивает или подавляет свободу, а лишь в той мере, в какой она переживается как ограничение.
Свобода предполагает независимость по отношению к прошлому, некое отрицание его и даже разрыв с ним. Будущее, а не реальное настоящее, служит критерием свободы. Исходя из этого, свобода обеспечивается только выбором цели и не нуждается в достижении последней.
Аутентичность означает свободное становление, отрицание любой наличной действительности, спонтанный выход за собственные пределы, полноту ответственности за собственные действия. «Подлинное» существование понимается как результат осознания индивидом своей жизненной ситуации и ответственного к ней отношения.
Введением понятия «первоначальный выбор» Ж. П. Сартр попытался заменить психоаналитическое понятие либидо. Он подвергнул резкой критике те биографические исследования, в которых все многообразие человеческой личности сводилось к неким универсальным абстрактным законам.
Экзистенциальный психоанализ Ж. П. Сартра долгое время не оказывал заметного влияния на психотерапевтическую теорию и практику. Большая часть психотерапевтов того времени последовала за идеями М. Хайдеггера. Но в 1960-е г. именно сартровский вариант экзистенциального психоанализа стал определять основные черты такого движения, как «антипсихиатрия».