Работа с бессмысленностью

 

Техника переопределения проблемы. Когда клиенты жалуются на то, что «жизнь не имеет никакого смысла», они, похоже, допускают, что жизнь имеет смысл, который они не могут найти. Эта точка зрения близка к логотерапевтической позиции. Однако, согласно другим экзистенциальным подходам, люди скорее придают смысл, чем получают его. Поэтому экзистенциальные психотерапевты повышают осознание клиентами того, что в жизни нет никакого объективно присущего ей смысла, но люди ответственны за создание собственного смысла. Часто то, что относится к категории бессмысленности, лучше всего изучать в связи с другими предельными беспокойствами, связанными со смертью, свободой и изоляцией. 

Техника определения видов защиты от тревоги бессмысленности. Экзистенциальные психотерапевты помогают клиентам лучше осознавать используемые ими виды защиты от тревоги бессмысленности (Бурлачук Л.Ф., 2002). Прежде всего, это связано с прояснением таких вопросов, как и в какой мере стремление к получению денег, удовольствия, власти, признания, статуса коренится в их неспособности противостоять экзистенциальной проблеме, связанной с бессмысленностью. Защита от бессмысленности может быть одной из причин того, что клиенты относятся к жизни несерьезно, создавая тем самым проблемы, от решения которых они сознательно или подсознательно стремятся уклониться.

Техника содействия клиентам в их более активном участии в жизни состоит в том, что психотерапевт исходит из предположения о врожденном желании клиента всегда участвовать в жизни. Эта техника может заключаться в том, что психотерапевты предлагают клиентам установить и поддерживать аутентичные отношения в ходе психотерапии, что уже является их весомым вкладом в терапевтический процесс. Психотерапевты могут исследовать широкий диапазон надежд и целей клиентов, их системы убеждений, оценивать их способность любить и их попытки творчески выражать себя.

Отметим, что работа с бессмысленностью отличается от работы с другими предельными основаниями. В случаях со смертью, свободой и изоляцией психотерапевт организует процесс таким образом, чтобы клиент встретился с ними лицом к лицу. Однако, когда дело касается бессмысленности, психотерапевт помогает отвернуться от вопроса, приняв решение о вовлеченности в жизнь.

 

 12. Экзистенциальный анализ В. Франкла (логотерапия)

  Идеи пересоздания жизненных смыслов [20], но уже в контексте некоторых религиозных положений, были развиты в логотерапии (от древнегр. Logos – смысл) одного из наиболее ярких представителей так называемой Третьей венской школы психотерапии Виктора Франкла.  

Виктор Эмиль Франкл родился в 1905 г. в Вене. До 1927 г. он являлся активным членом Общества индивидуальной психологии. В 1930 г. В. Франкл получил степень доктора медицины. С 1942 по 1945 г. он находился в заключении в фашистских концлагерях. В 1946 г. В. Франкл опубликовал книгу «Психолог в концлагере», в которой описал свой опыт пребывания в «лагерях смерти». В 1946 г. он становится директором женской неврологической больницы, а с 1947 г. начинает преподавать в Венском университете. В 1949 г. В. Франкл получил степень доктора философии и возглавил Австрийское общество врачей-психотерапевтов. В 1955 г. он стал профессором неврологии и психиатрии.

С середины 1950-х гг. В. Франкл вел активную просветительскую и общественную деятельность по всему миру.

Согласно представлениям логотерапии, стремление к поиску смысла и реализации смысла своей жизни – врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям. Человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а борьба за какую-то цель, достойную его. Человеческое стремление к реализации смысла может быть фрустрировано. «Экзистенциальная фрустрация» может привести к неврозу, коренящемуся в духовной сфере жизни человека. В.Франкл считал, что потеря смысла существования вызвала в западном обществе новый тип невроза – «ноогенный невроз». Эти ноогенные неврозы возникают не вследствие конфликта между влечениями и сознанием, а из-за противоречий между различными ценностями, на основе нравственных конфликтов. Фрустрированная потребность в смысле жизни может компенсироваться в стремлении к власти или к удовольствию.

При этом чем более экономически развитым является государство, тем больше оно страдает от проблем такого рода и тем сильнее распространена в нем точка зрения на духовные поиски личности как на проявление психопатологической симптоматики. В. Франкл замечает, что «поиск человеческого смысла не является патологическим, напротив, это вернейший признак подлинности человеческого бытия. Даже если этот поиск привел к фрустрации, его нельзя рассматривать в качестве симптома болезни. Это духовный дистресс, а не психическое заболевание.

Метод психотерапии и экзистенциального анализа, созданный В. Франклом, представляет из себя сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.

Данная концепция относится к Третьей венской школе психотерапии. Основная идея – вопросы поиска смысла человеческого существования.

В. Франкл противопоставляет стремление к смыслу жизни принципу удовольствия, на котором сконцентрирован психоанализ.

В. Франкл различал две стадии бессмысленности: экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Экзистенциальный вакуум, или экзистенциальная фрустрация, – феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии, пустоты, цинизма. Экзистенциальный, или ноогенный, невроз развивается при присоединении к экзистенциальной фрустрации невротической симптоматики. Он может принимать любую клиническую форму, но его главная характеристика – блокированная воля к смыслу. Наиболее типичные варианты реагирования на возникающий экзистенциальный вакуум – конформизм и подчинение тоталитарности.

Один из представителей логотерапии, Сальвадор Мадди, описал три клинические формы экзистенциальной патологии.

1. Крусадерство («идеологический авантюризм») – выискивание для себя наиболее престижных и выигрышных дел и погружение в них с головой.

2. Нигилизм – активная тотальная склонность дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других. 

3. Вегетативность – крайнее состояние бессмысленности, имеющее широкие когнитивные, аффективные и поведенческие проявления. Когнитивный компонент состоит в хронической неспособности поверить в полезность какого-либо жизненного усилия. Аффективный настрой выражается в умиротворении и скуке, перемежающихся эпизодическими депрессиями. Поведенческая активность колеблется между средним и низким уровнем, но для нее характерно отсутствие избирательности поведения: человеку все равно, чем он занят.

Согласно В. Франклу, непонимание и недооценка значения смысла в жизни человека ведут к тому, что клиентам со стороны психотерапевтов навязываются упрощенные и конформистские «схемы» мира, маскируемые под ту или иную метафору психотерапии. Кроме того, применение критериев «норма – патология» к духовным творениям, а не к личностям их создателей, приводит к вульгаризации, упрощению и релятивности любых социальных, моральных и нравственных ценностей. 

Соглашаясь с христианской традицией, В. Франкл утверждает, что существует идеальное царство истин и ценностей, которое не зависит от субъекта. На них направлено «духовное зрение» человека, которое не детерминируется ни биологическими, ни социальными, ни психологическими закономерностями. 

Такой «сверхсмысл» вообще превосходит познавательные способности человека. Тремя основополагающими принципами логотерапии являются свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.

Свобода воли,считает В. Франкл, принадлежит к непосредственным данным человеческого опыта. Ее можно феноменологически описать, но невозможно свести к причинным связям. Благодаря ей человек свободен менять позицию по отношению к условиям своего существования, он всегда сохраняет свободу выбирать свою установку в отношении к жизни, он выходит в «ноологическое» или «ноэтическое» измерение, образуя вместе с соматическим и психологическим измерением «антропологическое целое».

Воля к смыслу противопоставляется В. Франклом «принципу удовольствия» психоанализа и «воле к власти» индивидуальной психологии. Он считает, что человеческие мотивы и цели всегда осознанны, поэтому «в конечном счете оказывается, что воля к удовольствию и воля к власти являются производными первоначальной воли к исполнению смысла. При этом он проводит различие между влечениями, подталкивающими человека изнутри, и смыслом, действующим на человека извне и создающим стремление. Стремление предполагает свободу – свободу принимать или отвергать цель, которая притягивает. Стремление также телеологично, т. е. ориентировано на будущее.

Только при наличии воли к смыслу человек способен оказаться лицом к лицу со смыслом. Тогда он становится свободным и ответственным за свои деяния. 

Смысл жизни, согласно В. Франклу [20], «это то, что содержится в ситуации, подразумевающее вопрос и требующее ответа... У каждой проблемы есть только одно решение, и оно правильное; у каждого решения – только один смысл, и он подлинный» (И. Ялом, 1999). Таким образом, осмысленной является абсолютно любая жизнь, в том числе полная лишений и страданий.

Все уникальные смыслы делятся на три основные категории: 1) состоящие в том, что именно личность дает миру как творение; 2) состоящие в том, что личность берет у мира в форме опыта; 3) состоящие в позиции личности по отношению к страданию и судьбе, которую она не может изменить.

Во всех своих работах В. Франкл отмечает, что смысл – это скорее то, что надо найти. Человек не может его изобрести, он должен его открыть. 

 В. Франкл утверждал, что истинная осмысленность существования возможна лишь у религиозного человека. 

Психотерапию В. Франкл называл «медицинским священничеством». Поэтому В.Франкл и его последователи в основном работали с вполне здоровыми с медицинской точки зрения людьми, ведя их к «религиозному возрождению», предпочитая лечить психические заболевания традиционными медицинскими средствами.

 Логотерапия заключается в попытках помочь клиенту обнаружить смысл. Одно из наиболее характерных отличий логотерапии от всех остальных экзистенциальных подходов состоит в том, что она «трагически оптимистична».   

Логотерапия ставит перед собой цель расширить возможности клиентов видеть весь спектр возможных смыслов, которые содержит в себе любая ситуация. Жизнь человека, согласно данному учению, никогда не может быть бессмысленной. С осознанием смысла, с принятием решения относительно его реализации, с выбором путей реализации неразрывно сопряжена ответственность человека за свою судьбу.

В. Франкл отмечает, что у каждого человека свой уникальный смысл жизни.

В то же время он дает характеристику основных позитивных смыслов (ценностей), характерных для человеческого существования в целом. Ценности – смысловые универсалии, которые обобщают типичные ситуации в истории общества.

В. Франкл отмечал три категории универсальных ценностей:

· Ценности творчества занимают приоритетное место и реализуются в труде и творческой деятельности.

· Ценности переживаний (любовь, привязанность, ненависть и т.д.).

· Ценности отношений – в любой ситуации человек способен    занять

осмысленную позицию в отношении к происходящему и придать своему страданию глубокий жизненный смысл, однако обращение к ним оправдано, когда все другие возможности влиять на свою судьбу исчерпаны. Т. о., ценности отношений – нахождение смысла в ситуациях, считающихся безысходными.

     В ходе психотерапевтической работы В. Франкл делал акцент на следующих моментах: 

· осознание конечности существования;

· осознание смыслов;

· принятие смыслов своего существования (при помощи техники «смыслодрама»);

· осознание ответственности;

· работа с ценностями («шкала ценностей», «повторное проживание жизни»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: