Три базовых положения («три кита») гештальта

Осознание (awereness) – осознание на уровне всего существа, включая конитивные, эмоциональные и соматические аспекты.

Актуальность («здесь и теперь») – прошлое и будущее имеют значение в той степени, в которой они актуальны сейчас.

Ответственность – способствовать росту ответственности клиента за свою жизнь.«Не важно, что жизнь сделала с тобой; важно, что ты сам с этим делаешь».

Саморегуляция предполагает осознавание. Ф.Перлз выделил три зоны осознавания: внешний мир, внутренний мир тела и мир фантазий и мыслей.

 

Принципы и технические процедуры в гештальте связаны с настоящим.

Основными принципами являются следующие:

1. Принцип «здесь и сейчас». «Сейчас» – это функциональная концепция того, что и как делает клиент в данный момент.

2. Принцип «я –ты». Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживаний.

3. Принцип субъективизации высказываний. Психотерапевт предлагает клиенту заменить объективизированные формы (типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.

4. Континуум сознания. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения клиента к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствует ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

 

В ходе работы в гештальтт-терапии чрезвычайно важным является заключение контракта.  Терапевт и клиент являются равноправными партнерами и клиент несет собственную ответственность за результаты терапии. При заключении контракта оговаривается этот аспект, а также формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. Для клиента, постоянно уходящего от ответственности, эта ситуация является проблемной и требует проработки. Таким образом, уже на стадии заключения контракта клиент учится брать на себя ответственность за себя и за то, что с ним происходит.

Технические процедуры в гештальте представляют из себя эксперименты, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Цель эксперементов достижение эмоционального осознания («ага-переживания»), приводящего к интеграции личности.

В гештальт-терапии принято разделение техник на две группы: техники диалога и проективные техники. Техника диалога — это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта. Другая группа техник — это так называемые проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п. Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны.

 

    

Наиболее известными техническими  процедурами являются следующие:

  1. Незаконченное дело. Клиенту предлагается высказать свои чувства воображаемому собеседнику (с помощью приема «пустого стула») или обратиться непосредственно к участнику группы, который имеет отношение к незаконченному делу.
  2. «Горячий стул». «Горячий стул» – это место, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по просьбе терапевта. По окончании сессии члены группы сообщают о своих чувствах, причем необходимо, чтобы участники говорили именно о чувствах, а не давали советы и не оценивали человека, сидящего на «горячем стуле».
  3.  Концентрация (фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей. Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего. Ф. Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники клиенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог-осознавание является ценным материалом для терапии.
  4. Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. Например, во время сессии клиент постоянно постукивает рукой по подлокотнику кресла, и терапевт предлагает усилить это движение. В результате постукивание превращается в интенсивные хлопки, а на вопрос терапевта о его ощущениях клиент сообщает, что чувствует гнев по отношению к терапевту. Это становится темой для дальнейшей работы. Другой вариант: клиент часто начинает свою речь со слов «да, но...», не осознавая этого. Терапевт предлагает клиенту каждую фразу начинать с этих слов. Это помогает клиенту осознать, что он соперничает с окружающими, в том числе и с членами группы, старается оставить за собой последнее слово.
  5. Проективная игра. Когда клиент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией (т.е. примерить на себя самого это чувство или черту и проиграть это на группе). При этом может произойти интеграция прежде отвергаемых частей личности.
  6. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение клиента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагают разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе, это позволяет достичь полного соприкосновения с теми сторонами личности, которые прежде были скрыты.
  7. «Рондо». Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве экспериментирования просит определенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант – сам член группы по кругу выражает собственные чувства участникам группы. Известен прием из работы Ф. Перлза, когда он предложил студенту, испытывавшему страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть в глаза каждому человеку. После этой процедуры тревожность заметно снизилась. Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.
  8. Техника челнока направлена на расширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента. Челночное движение может осуществляться не только из разных зон осознавания, но и из прошлого в настоящее и наоборот. Например, клиентка сообщает, что испытывает постоянное раздражение при общении со своей начальницей. Терапевт предлагает ей выбрать из группы человека, который вызывает у нее подобное чувство, и, реализуя принцип «здесь и сейчас», работает с невротическими механизмами, проявляющимися в этих отношениях.
  9. Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. «Пустой стул» используется для нескольких целей. Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт.
  10. Диалог между частями собственной личности (учитывая наличие фрагментации личности при неврозе). Например, мужчина, рассказывая о своих взаимоотношениях в семье, шлепал себя ладонью по колену. Когда терапевт предложил ему высказаться от имени руки, то оказалось, что рука наказывает его за то, что он недостаточно хорош и недостаточно силен. Говоря от имени колена, по которому била ладонь, клиент сообщил о своем желании быть открытым, беззаботным, веселым, легкомысленным.
  11. Упражнения на воображение («Заброшенный магазин»). Может быть использована для расширения осознания клиента отномсительно существующей реальности.
  12. Работа с полярностями. В гештальт-терапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности, полярности. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью. Человеку, которому трудно просить помощи у других, дается задание выпрашивать внимание участников группы, обращаться к ним с любыми, даже нелепыми просьбами. Подобное экспериментирование позволяет расширить зону осознавания у клиента таким образом, чтобы включить в нее ранее недоступный личностный потенциал.
  13. Амплификация – усиление. Просят усилить жест или напряжение, для того, чтобы клиент лучше осознал те чувства, которые стоят за этими проявлениями и смог проследить, с какой ситуацией в прошлом они связаны.
  14. Монодрама – проигрывание ситуации.
  15. Большое внимание уделяется в гештальт-терапии работе со сновидениями клиентов, но сны, в отличие от психоанализа не интерпретируются, а служат для интеграции личности. Гештальт-терапевтическая техника работы со сновидениями, существенно отличается от такой работы в других психотерапевтических направлениях. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексии. Важно, чтобы, рассказывая о своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени.

 

Гештальт-терапия проводится как в виде индивидуальной терапии, так и в виде групповой.

Хотя гештальт-терапия формировалась как метод индивидуальной психотерапии, ее групповая форма стала наиболее распространенной. В середине 60-х гг. Ф. Перлз объявил о своем намерении оставить индивидуальные занятия и перейти к групповым формам работы (F. Perls, 1967). Однако обычная гештальт-группа сильно отличается от групп других видов. Если Т-группы и инкаунтер-группы вовлекают в работу всех членов группы и поощряют взаимодействие между ними, гештальт-терапия, как ее описывал Ф. Перлз и как ее практиковали многие его ученики (Simkin, 1968), представляет собой договорное общение группового лидера и отдельного участника, который добровольно решается стать клиентом, сев на так называемое эмоционально «горячее место», то есть на стул рядом со стулом терапевта. Остальные члены группы без комментариев наблюдают за терапевтическим процессом, взаимодействием терапевта и клиента. Хотя в некоторых упражнениях гештальттерапии могут участвовать все члены группы, чаще всего им отводится роль молчаливых зрителей и выразителей групповой поддержки. Ценность групповой работы Ф. Перлз (Stevens, 1977) видел в том, что члены группы, наблюдая за поведением работающего клиента, начинают лучше понимать себя и собственные проблемы. Члены группы могут отождествиться с клиентом, находящимся на «горячем месте». Кроме того, по принципу цепной реакции при возникновении сильного эмоционального переживания у одного члена группы аналогичные переживания могут возникнуть и у остальных. Таким образом, предполагается, что наблюдение само по себе способствует осознанию и изменению.

 

Результат терапии

 

В гештальт-терапии нет жестких критериев [2, 9, 42] того, каким должен быть человек. Гештальт-терапевты придерживаются теории парадоксальных изменений: человек начинает меняться тогда, когда он начинает принимать себя таким, каков он есть, а не тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является. По этому поводу Перлз говорил: «Не толкай реку, она сама течет».

В результате гештальт-терапии клиент учится быть ответственным за себя и свой выбор, за свои контакты с окружающими, становится аутентичной личностью — целостной, осознающей свои потребности, возможности и границы, открытой всему новому, полагающейся на собственные чувства, способной к творческому приспособлению к окружающей среде. Снимаются табу на эмоциональность и ее проявления, наложенные обществом.

Важнейшим принципом гештальт-терапии является то, что ответственность за изменения лежит на клиенте, а терапевт лишь помогает ему расширить зону осознавания, хотя при этом и используются активные интервенции, фрустрации, экспериментирование и т. п.

Гештальт-терапия имеет достаточно широкую сферу применения. Ее используют при работе с невротическими и психосоматическими расстройствами, при работе с детьми, в организационном и семейном консультировании. Некоторые гештальт-терапевты считают, что такая терапия может быть использована даже при лечении психотических расстройств на стадии ремиссии и повысить социальную адаптивность таких пациентов.

 

Вопросы для повторения:

1. Каковы основные источники возникновения гештальттерапии?

2.  Что входит в понятие SELF?

3. Каковы основные причины срыва цикл-контакта?

4. Какие проявления отдельных функций SELF мы можем наблюдать?

5. Основные принципы гештальттерапии?

6. Уровни невроз по Ф. Перлзу?

7. Каковы основные технические приемы гештальттерапии?

 

Литература

1.  Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003.

2. Гингер С. Гештальт – терапия контакта [текст]/С. Гингер, А.Гингер. - С-Пб. - Специальная литература. - 1999.

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. – Питер. - 1999.

4. Лебедева Н. Путешествие в гештальт [текст]/Н. Лебедева, Е. Иванова. - С-Пб. – Речь. - 2004.

5. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.

6. Польстер Ир. Интегрированная гештальт-терапия [текст]/Ир. Польстер, М. Польстер. - М. – Класс – 1997.

                                   

 

 15. Психодрама

 

 

Психодрама – это психотерапевтический метод, в котором клиенты повторяют и завершают свои действия путем театрализации, представляют свои внутренние процессы при помощи сценического действия [2, 21, 44]. Я.Л. Морено был первым, кто открыл игру для психотерапии. Главное средство психодрамы – проигрывание событий субъективной реальности. Особая ценность игры для психотерапии состоит в том, что она соединяет в себе свободу и направленную ориентацию, реальность и фантазию, действие и символ. Психодрама позволяет смело экспериментировать с судьбой, менять роли и жизненный сценарий. 

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892–1974), основателя социометрии и, как считают некоторые психологи, движения групповой психотерапии в целом. Я. Л. Морено родился в Бухаресте (Anderson, 1974), затем пятилетним ребенком вместе с семьей переехал в Австрию. Поступив в  дальнейшем в Венский университет, изучал философию и медицину. В период учебы им был разработан проект организации групп самопомощи для одиноких проституток Вены, который, как считал сам Я. Л. Морено, положил начало движению групповой психотерапии.

Я. Л. Морено сосредоточил внимание на динамических внутригрупповых факторах как средствах оказания помощи клиентам в осознании ими своих личностных целей. Он (J. L. Moreno, 1947) отмечал, что эти групповые занятия высветили четыре основных элемента, которые затем стали краеугольным камнем групповой психотерапии: автономность группы, наличие определенной групповой структуры, проблема коллективности и анонимности. В 1916 г. Я. Л. Морено начал работать над вторым проектом организации групп самопомощи для итальянских крестьян, которые вынуждены были поменять место жительства, с целью помочь им адаптироваться к новым условиям. На основе данных, полученных благодаря осуществлению этих проектов, он разработал методики групповой социометрии, составившие фундамент его системы психодрамы и групповой психотерапии.

Я. Л. Морено впервые задумался о применении игровых методик, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Таким образом, созданная им психодрама базируется на игровом принципе.    

Как лечебный метод психодрама была создана и разработана Я.Л.Морено в 1922 г. (Moreno J.L.) на основе опыта его театрального эксперимента «спонтанного театра» в Вене после Первой мировой войны. Изначальная цель заключалась в развитии и реализации творческого «Я» человека в «театре жизни», а не в личностных изменений и гармонизации психического развития. Свой театр он считал видом драматического религиозного опыта, получаемого в «храме театра». Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участником «спонтанного театра», послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как лечебного, психотерапевтического метода.

В 1925 г., переехав в США, Я. Л. Морено продолжал разрабатывать психодраматический подход, работая с детьми в Плимутском институте в Нью-Йорке. Одновременно он работал над методиками социометрического анализа, проводя обследования заключенных государственной тюрьмы Нью-Йорка и детей-правонарушителей, обучавшихся в подготовительной школе. Результатом исследований по терапии групповым взаимодействием явилось построение социодрамы. В 1929 г. Морено приступил к осуществлению первой крупномасштабной программы «открытой» психодрамы в любительской труппе Карнеги-холла. В 1934 г. он издал монографию «Применение группового метода для классификации», в которой определил содержание терминов «групповая терапия» и «групповая психотерапия», подробно описав специфический комплекс операций. Обсуждение этой работы на конференции по групповым методам явилось первой попыткой привлечь внимание Американской психиатрической ассоциации к групповой психотерапии.

Я.Л. Морено отмечал, что счастье человека зависит от того, что он делает в пьесе жизни: чувствует ли он себя ее автором, задает ли жанр, пишет ли для нее музыку. Он может быть лишь плохим актером, имеющим одно амплуа, играющим одну и ту же роль и пытающимся навязать свои шаблоны партнерам. Но для талантливого автора повороты сюжета бывают неожиданными, в процессе создания пьеса приобретает свою логику, свой смысл, наполняется жизнью. Так же и для счастливого человека жизнь загадочна и прекрасна в своей спонтанности. Импровизация, спонтанность – главные атрибуты жизни, и именно они лежат в основе механизмов психодрамы.

  В психодраме терапия не окутывалась сумраком тайны, а вышла на свет. Поэтому в психотерапии возникла сцена, помимо психотерапевта в ней появились другие люди. Единица анализа в теории Морено — социальный атом,т. е. человек в отношениях с окружением. Социальный атом определяется как наименьший элемент структуры отношений, состоящей из всех связей между человеком и другими людьми, которые находят свое выражение в поведении и воображении.

Как закономерности движения планеты остаются непонятными, если наблюдать ее отдельно от других светил, так и жизнь человека непонятна, если не видеть его связей с другими людьми. Я.Л. Морено вдохновляла идея рассмотрения человека в его связях с окружающими, миром, космосом.  

 

Причины неврозов

Причиной невротических нарушений является (Бурлачук Л.Ф., 2003), согласно Я.Л. Морено, нарушение ролевого развития. Особенное внимание Я.Л. Морено уделил влиянию фактора межличностных отношений на психическое развитие личности. С его точки зрения, характер нарушений можно понять, анализируя систему отношений человека с миром. Именно особенности социоэмоциональной сферы определяют симптоматику психического заболевания, качественные характеристики его протекания.

С точки зрения структуры межличностных отношений [2, 21, 44] у человека могут быть обнаружены несоответствие между реальным и желаемым кругом людей, входящих в социальный атом, слишком закрытый атом, застывший, деформировавшийся из-за смерти, недоразвитый атом (социодинамический эффект) и т. п.

Согласно представлениям Я. Л. Морено, человек испытывает потребность играть роли с детства (акциональный голод). Я.Л. Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные реалистичные и нереалистичные роли. Это свойство характерно для здоровой личности. Действия невротика блокируются страхом, он не способен осваивать и принимать на себя роли.

Деформация социальных связей, изменение ролевого поведения, когда старые роли отмирают, а новые не осваиваются, ролевой конфликт приводят к тому, что ролевое поведение становится негибким, находится в застое. Патологическое развитие связано с нарушениями в процессе освоения ролей, застыванием на одном или регрессией к более низкому уровню ролевого функционирования. 

Я.Л. Морено выделяет четыре категории, соответствующие разным ролевым уровням: соматические, психологические, социальные и трансцендентальные роли. Они соответствуют разным реальностям, в которых живет и функционирует человек. Существуют роли соматические, психологические, социальные, трансцедентальные. Использование соматических ролей связано с поддержанием жизнедеятельности организма (например, половая роль). В психологической роли отражается способ переживания человеком действительности.Она определяет характер исполнения соматических и социальных ролей. Ответственный отец, заботящийся о благополучии семьи, – психологическая роль. Социальные роли определяются способом взаимодействия человека с социальной реальностью, его статусом (например, руководитель). Но человеческое существование не исчерпывается жизнью в социальной реальности. Трансцендентальные роли позволяют человеку вступать во взаимодействие с надындивидуальным. Трансцендентальные роли подчиняют себе другие роли, поглощают их, они больше и значительнее других ролевых категорий.

Еще одна причина нарушений – ролевые конфликты.   Различают интраролевые конфликты – конфликты между парциальными ролями (составляющими роли), интерролевые конфликты – при противоречии двух и более ролей, интраперсональный – конфликт настоящих ролей с прошлыми ролями, интерперсональный – возникает между людьми, если они находятся в дивергентных ролях.

Интраролевой конфликт обусловлен тем, что любая роль состоит из парциальных (частных) ролей, некоторые из них могут отвергаться или плохо осваиваться. Например, руководитель может хорошо справляться с принятием решений, планированием, но испытывать затруднения при мотивировании подчиненных, оценке их труда, поощрении и наказании. В целом принимая роль руководителя, он будет отвергать парциальную роль санкционирующего субъекта.

Интерролевой конфликт разворачивается при противоречии двух или нескольких ролей. Такой конфликт может возникать у молодой женщины между профессиональной ролью и ролью матери.

Интраперсональный конфликт тянется из прошлого. Личность никогда целиком не расстается ни с одной личиной. Каждая новая маска, новая роль наслаивается на предшествующую, и они определяют черты новой маски, формируют и деформируют новую роль. Например, молодой любящий муж не проявляет заботы и нежности в отношении жены, так как эта модель поведения не усвоена им в детстве. Он не видел эмоциональности отца, так как она блокировалась матерью. Переживание чувств и неспособность их выразить приводят и к переживанию интраперсонального конфликта.

Интерперсональный конфликт возникает между разными людьми, если они находятся в дивергентных ролях, например один и тот же человек по отношению к другому может быть и начальником, и другом: действия в роли начальника часто не соответствуют ожиданиям от роли друга. Поэтому одновременное существование в таких ролях потенциально несет конфликт.

Для описания причин нарушений Морено использует также понятие ролевой дистанции. Если человек не отделяет себя от роли, он выполняет ее требования и следует ожиданиям других. Это препятствует удовлетворению собственных потребностей. Поэтому невроз может возникать как недостаток ролевой дистанции. Серьезных нарушений следует ожидать, если это явление наблюдается в дивергентных ролях.

Особый случай слишком большой ролевой дистанции Морено описал как невроз креативности. Он проявляется в том, что человек при имеющихся возможностях играть роли, акциональном голоде тем не менее утрачивает способность к творчеству. Его действия и поступки стереотипны, жестко регламентированы нормами. Такое поведение помогает избегать потенциально опасных ситуаций, но человек оказывается неспособным приобретать новый опыт, творить. Игра жизни превращается в следование сценарию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: