Вопросы для экзамена по модулю «Психология образования»

Теоретические вопросы:

1. Психология самовоспитания и саморазвития.

Проблема формирования Я-концепции личности. Понятие «Я-концепция» в современной психологии. Возрастные и индивидуальные особенности формирования Я-концепции. Направленность личности. Самоактуализация личности.

2. Система инклюзивного и специального образования в России и за рубежом.

Идея инклюзии в обществе и образовании. Система инклюзивного и специального образования в странах Европы, Америки, России. Психолого-педагогические и социально-психологические проблемы инклюзивного и специального образования.

3. Образовательные системы.

Типы образовательных систем, отношений между основными субъектами образовательной деятельности и подходов к проектированию образовательных событий. Каковы сходства и различия в целях, средствах и результатах управления образовательными событиями авторитарно-репродуктивной, продуктивно-манипулятивной, репродуктивно-сотруднической и событийно-сотворческой систем образовательных отношений?

4. Психосоциальное развитие личности в современной образовательной среде. Теоретические основы диагностики уровней психосоциального развития личности в современной образовательной среде. Проблема диагностики уровней психосоциального «развития» личности в практике современного образования. Современный методический инструментарий диагностики уровней психосоциального развития личности.

5. Проектирование и реализация программ индивидуального развития.

Научно-методические основы проектирования и реализации программ индивидуального развития детей различных категорий. Дайте характеристику технологии проектирования профилактических и коррекционно-развивающих программ для различных категорий детей и подростков.

6. Психодиагностика. Место диагностики в системе психолого-педагогического знания. Соотношение психодиагностики с дифференциальной психологией, психометрикой, тестологией, практической психологией. Методы психолого-педагогической диагностики интересов, способностей и склонностей детей и подростков.

7. Индоктринация. Содержание понятия «индокринация». Индоктринация и проблема личного выбора. Индоктринация как результат идентификации с лидером. Психология индоктринации и воспитание творческой личности. Индоктринация как результат «культурного импринтинга».

8. Психология нравственного воспитания.

Соотношение понятий «этика, «мораль», «нравственность». Нравственная культура личности и ее связь с нравственной культурой и моралью общества. Цели и задачи нравственного воспитания личности. Критерии и уровни воспитанности. Связь когнитивного и нравственного развития личности. Стадии развития морального сознания в теории Лоуренса Колберга.

Приведите пример оценки своих поступков ребенком, находящимся на первой стадии предконвенционального уровня морального развития по Л. Колбергу.

9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека

Психологические механизмы воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Психологический анализ методов воспитания. Структура личности и проблема воспитания. Роль воспитания в формировании Я-концепции и самоактуализации личности. Самоактуализаторы и самоактуализация в исследованиях А. Маслоу. Основные компоненты структуры процесса воспитания личности.

Дайте психологическое обоснование системы мероприятий по воспитанию у подростков чувства любви к родной природе.

10. Психологические особенности воспитания детей

Понятие воспитание. Цели, принципы и методы воспитания. Сущность и психологические механизмы воспитания детей разных возрастов. Содержание целей и задач воспитания в документах: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России, ФГОС.

Представьте примерный конспект (сценарий) воспитательного мероприятия с детьми (дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста по выбору студента). Обоснуйте актуальность темы разработанного мероприятия, назовите основные методы воспитания, которые будут использоваться на данном мероприятии.

11. Ценностно-смысловая сфера личности.

Ценностно-смысловые образования личности в юношеском возрасте. Регулятивная функция жизненных ценностей. Ценностные ориентации и установки. Процесс перехода развития в саморазвитие и самовоспитание.

12. Психология социального научения.

Научение через наблюдение. Научение посредством наблюдения в теории Альберта Бандуры. Психология индоктринации и воспитание творческой личности.

13. Проектирование индивидуальных образовательных программ.

Требования к проектированию индивидуальных образовательных программ, ориентированных на развитие различных категорий обучающихся. Специфика создания индивидуальных образовательных программ. Реализация индивидуальных образовательных программ через построение индивидуального образовательного маршрута.

14. Особенности организации обучения детей с ОВЗ.

Проблемы и возможности обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и пути их решения в условиях специального и инклюзивного образования. Характеристика групп детей с особыми образовательными потребностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья как особая группа. Дефект и компенсация.

15. Теоретические основы разработки и реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей.

Современные технологии психолого-педагогической помощи субъектам образовательных отношений в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

16. Психология образовательной деятельности. Образование и образовательные системы.

Структурно-содержательная характеристика образовательных систем. Структура организационной подсистемы. Типология школьных организаций. Структура образовательной подсистемы.

17. Понятие и виды отношений: «отношение» в психолого-педагогической науке. Структурно-содержательный анализ понятия «субъективное отношение», компоненты отношения: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный. Параметры психологического измерения субъективных отношений личности.

18. Проектирование образовательной среды.

Понятие и принципы проектирования среды. Структура среды. Уровни проектирования образовательной среды. Раскройте особенности проектирования среды на различных уровнях: макроуровне, локальном уровне, микроуровне. Что такое «встроенность» сред?

19. Этический кодекс психолога-диагноста.

Социально-психологические основания этического кодекса психолога-диагноста. Уровень квалификации специалистов, использующих диагностические методики. Право использования психодиагностических методик. Основные этические принципы психодиагноста.

20. Психологические особенности воспитания детей.

Понятие воспитание. Цели, принципы и методы воспитания. Сущность и психологические механизмы воспитания детей разных возрастов. Содержание целей и задач воспитания в документах: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России, ФГОС.

Представьте примерный конспект (сценарий) воспитательного мероприятия с детьми (дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста по выбору студента). Обоснуйте актуальность темы разработанного мероприятия, назовите основные методы воспитания, которые будут использоваться на данном мероприятии.

 

Практические задания:

1. Сформулируйте 3-4 проблемы современного начального образования и обоснуйте: 

а) Какие из них наиболее актуальны?

б) Разработка каких из них может существенно продвинуть теорию обучения?

в) Оцените и прорецензируйте, в какой степени решение предложенных вами проблем будет способствовать качеству обучения?

2. Опишите личность конкретного ученика, разработайте основные структурные элементы программы его творческого саморазвития.

3. Представьте себе, что вы классный руководитель 4-го класса. В вашем классе много неуспевающих учеников. Какова возможная программа ваших действий по повышению учебной мотивации школьников?

4. Разработайте проблемную ситуацию по конкретной учебной теме. Модифицируйте ее в трех видах: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-упражнение.

5. Составьте план проведения занятия методом «мозгового штурма». Приведите возможные аргументы и контраргументы по его использованию на учебных занятиях в образовательном процессе.

6. Практическое задание. Проведите сравнительный анализ компонентов педагогического процесса – традиционного и инновационного, заполнив таблицу.

Таблица Сравнительная характеристика видов обучения.

Компоненты педагогического процесса Традиционное обучение Инновационное обучение
Целеполагание    
Принципы обучения    
Содержание обучения    
Средства обучения    
Методы обучения    
Формы обучения    
Условия обучения    

7. Практическое задание. Проанализируйте ситуацию: «Учитель вызывает к доске ученика. Тот бойко и гладко рассказывает материал прошедшего урока. Педагог слушает и думает: «Мальчик способный, материал схватывает, что называется, «на лету», но готовиться глубоко не любит. Просмотрел материал, вероятнее всего, на перемене. Однако, ответ правилен, логичен. Придраться не к чему. Оценка «пять». К столу идет другой ученик. Его ответ сбивчив, нет четкости в формулировках, речь не вполне уверенная, хотя видно, что с материалом знакомился добросовестно. «Слабый ответ», - констатирует учитель, - «больше тройки поставить нельзя».

Можно ли подойти к оценке по-иному? Взвесьте, сколько труда, усилий и времени затратили эти два ученика на подготовку к уроку. Какие функции выполняет оценка в учебном процессе?

8. Перечислите наиболее типичные негативные ситуации. педагогического общения, которые у Вас возникали. Как Вы вышли из них? Какой путь решения ситуаций был наиболее верным?

9. Составьте план проведения занятия методом деловой (ролевой) игры. Приведите возможные аргументы и контраргументы по его использованию на учебных занятиях в образовательном процессе.

10. Практическое задание. Какие из перечисленных ниже методов обучения, Вы наиболее часто пользуетесь (объяснительно-иллюстративные методы; репродуктивные методы; методы проблемного обучения; игровые методы; коммуникативные методы)? Дайте краткую характеристику одного-двух из этих методов.

11. На примере проведенного Вами учебного занятия (лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа и т.д.) раскройте методику его проектирования. Укажите на преимущества и недостатки данного метода.

12. Используя разнообразные методы, составьте характеристику индивидуальных и возрастных особенностей одаренного ученика. Сопоставьте для этого одаренного ученика природные, социальны и педагогические факторы развития и саморазвития. какие педагогические выводы из этого следуют?

13. Проанализируйте ситуацию: Ученик при обучении, например, русскому языку систематически допускает много ошибок. Каким будет алгоритм Ваших действий для того, чтобы разработать индивидуальную технологию обучения для этого конкретного ученика?

14. Приведите пример взаимодействия человека и среды на основе концепции взаимного детерминизма Альберта Бандуры (на примере анализа факторов, влияющих на личность ребенка дошкольного или младшего школьного возраста).

15. Проанализируйте ситуацию: Ученик с особенностями развития (на Ваше усмотрение) систематически не выполняет домашние задания по учебному предмету. Какова программа ваших действий?

16. Исходя из своего опыта или опыта коллег (педагогов), укажите, какими требованиями (рекомендациями) Вы руководствовались при отборе содержания учебного материала, предлагаемых различными подходами (традиционный, системный, модульный и т.д.).

17. Исходя из Вашего опыта или опыта коллег (педагогов), определите, какие из представленного ниже списка теоретических занятий (уроков) относятся а) к классическим типам, б) к нетрадиционным: урок самостоя-тельной работы; контрольный урок; урок обобщающий; урок-соревнование; урок проектирования; урок-диспут; урок-аукцион; комбинированный урок; урок-экспертиза; урок взаимного обучения; урок-конференция; бинарный урок; интегрированный урок, вводный урок.

18. Основываясь на своем опыте или опыте педагогов, у которых Вы учились, попробуйте воспроизвести сценарий типичного учебного занятия. Заодно подумайте, почему в вопросе звучит слово “сценарий”, каким синонимом его можно заменить.

19. Перечислите наиболее актуальные темы для проведения воспитательного мероприятия (возраст детей по выбору студента). Обоснуйте актуальность темы мероприятия, назовите основные методы воспитания, которые будут использоваться на данном мероприятии.

20. Один из Ваших «трудных» учеников рассказал Вам, что планирует поступить в престижный (с Вашей точки зрения) ВУЗ, овладеть профессией (педагога, психолога). Каковы, на Ваш взгляд, истинные мотивы его выбора именно этой профессии? Проанализируйте и назовите наиболее значимые мотивы выбора Вашей профессии. Перечислите их по степени значимости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: