Процесс инновации товара включает шесть этапов:
1) поиск идей о новых товарах;
2) отбор идей;
3) экономический анализ коммерциализации идеи нового товара;
4) разработка товара;
5) испытания товара в условиях рынка, тестирование;
6) вывод, внедрение товара на рынок.
Процесс инновации товара начинается с поиска идей о новых товарах. Базой для поиска идей о товарах являются внутренние и внешние по отношению к предприятию источники идей.
К внешним источникам идей о товаре относятся:
1. торговые предприятия; покупатели и потребители;
2. конкуренты;
3. ярмарки и выставки;
4. различные публикации;
5. исследовательские институты;
6. поставщики;
7. товары других отраслей производства;
8. рекламные агентства;
9. хозяйственные объединения, министерства и другие государственные институты.
К внутренним источникам идей о товаре относятся:
1. отделы маркетинговых исследований;
2. отделы технического и перспективного развития;
3. патентные отделы;
4. производственный отдел;
5. все подразделения отдела маркетинга;
|
|
6. отдел международного экономического сотрудничества;
7. отдел подготовки товара;
8. постоянные или временные группы сотрудников для поиска и генерирования идей.
Задача планирования нового товара состоит в поиске и разработке альтернативных вариантов товарной политики, обоснования их возможных шансов и рисков. В целях повышения результативности планируемых мероприятий необходимо уделять внимание базовым проблемам инновации товара, к которым относят следующие: этап получения или поиска идей; этап оценки идей и этап реализации идей.
Для поиска и генерации идей о новом товаре используются методы исследования рынка и техника творческого поиска, которая базируется на использовании творческого потенциала, интеллекта группы людей и известных специалистов. При этом различают логико-систематические методы и интуитивно-творческие методы. Наиболее известными логико-систематическими методами считают следующие: техника анкеты свойств и характеристик товара; метод вынужденных отношений; морфологический метод.