Современные походы к организации и содержанию физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития

 

В современных условиях модернизации нашего общества особо остро встает проблема роли семьи и учебно-воспитательных учреждений в осуществлении современной социально-педагогически обоснованной помощи детям, отстающим от возрастных норм развития.

На сегодня дети с задержкой психического развития составляют практически четверть детской популяции. Возможность безболезненного включения детей в широкую социальную жизнь возможно только при активном решении ряда задач социально-педагогической и психолого-педагогическими науками и практическими действиями социальных педагогов, родителей, воспитателей, психологов. Для решения таких задач необходимы знания о том, кто составляет референтную группу общения школьников с ЗПР. Важно понять, насколько они осознают межличностные отношения и что они в них ценят. Эти вопросы чрезвычайно актуальны сейчас в свете новых требований образования России по подготовке детей младшего школьного возраста к обучению школе [22].

Понятие «задержка психического развития» используется в отношении детей, которые не имеют нарушений отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи) и не являющимся умственно отсталыми. Но они отличаются от других детей тем, что испытывают стойки трудности при обучении по общеобразовательным программам. Необходимо подчеркнуть, что само понятие «задержка психического развития» является более дифференцированным, чем понятие «трудности в обучении». Оно не включает ни педагогическую запущенность, ни специфические речевые нарушения, ни отставание в психологическом развитии вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата [1].

Специальная психология имеет в своем арсенале разнообразные сведения о состоянии и динамике познавательных процессов у детей с ЗПР. Ряд исследований посвящен проблемам организации и методикам коррекционно-педагогической работы с дошкольниками и младшими школьниками, отнесенными к этой категории. Опыт работы в специально организованных адекватно состоянию этих детей педагогических условиях показывает возможность определенной компенсации задержки психического развития [4].

Медики, психологи, социальные педагоги, изучающие поведение детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптирующими формами взаимодействия - отчуждением, уходом или конфликтностью. Социальные педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с такими детьми - их социализация. При успешном ее решении значительно облегчается обучение детей с ЗПР [8].

Задержка психического развития, какого бы происхождения она не была, во многом поддается коррекции: чем младше ребенок, тем больших успехов можно достичь.

Между тем родители часто допускают ошибки, не уделяя внимание развитию ребенка в дошкольном возрасте, надеясь, что она «перерастет» свои недостатки. В самом деле, к поведению, знаний и познавательных возможностей детей в этом возрасте предъявляются значительно меньшие требования, чем в школьном. Кроме того, у родителей в основном нет возможностей для сравнения развития своего ребенка с развитием других детей. Все это и приводит к потере драгоценного времени.

Важно обратить внимание на то, как ребенок общается со взрослыми: умеет ли она слушать и выполнять его задачи, или может сосредоточиться на каком-то совместном с взрослым занятии, игре, может ли в случае трудностей воспользоваться помощью и далее успешнее продолжать занятия. Способность ребенка взаимодействовать, или, как говорят психологи, сотрудничать с взрослым является одним из важнейших показателей ее полноценного психического развития.

Если ребенок посещает дошкольное учебное заведение, нужно выяснить с воспитателем, усваивает ли он программный материал, какие он имеет трудности по сравнению с другими детьми, умеет ли он играть с товарищами, выполнять поручения.

Поэтому заботясь о развитии ребенка, с ним нужно много общаться. Конечно активные, здоровые дети сами выступают инициаторами общения, обращаясь к взрослым с бесконечным рядом вопросов. Значительная часть из них направлена на выяснение причинной связи между различными явлениями.

Недостаточную активность такого ребенка должен компенсировать взрослый собственной инициативой в общении и привлечении детского внимания ко многим вещам, которые он сам мог бы и не заметить.

В исследованиях Т.А. Власовой, М.С. Певзнер отчитается: «В основе общей моторики детей с ЗПР лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма. На этой основе происходит развитие более точных движений, которые являются мелкой моторикой. Развитие крупных мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глазами, потом за повороты головой и ребенок может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки, туловище, ноги. Без достаточно развитой общей моторики ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. В связи с этим сложно недооценить важность развития общей моторики у детей дошкольного возраста» [8].

Исследования психомоторной сферы ребенка с задержкой психического развития Э.С. Вильчковский свидетельствуют о ее несовершенстве прежде всего, это, по их мнению, проявляется в особенностях двигательной сферы: «У детей отсутствуют тяжелые двигательные расстройства, однако отстает двигательное развитие, имеет место нарушение регуляции произвольных движений (сознательные движения, целеустремленностью), а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств (сила, скорость, выносливость, ловкость, гибкость); наблюдается несовершенство мелкой моторики рук» [7].

В.П. Похлебин характеризуя особенности развития детей с отклонения психофизического развития отмечал следующее: «При задержке психического развития имеют место особенности моторного развития:

– отставание (по сравнению с нормой) становление произвольных двигательных и статических функций;

– замедленность и недостаточная координированность произвольных движений; повышенная двигательная активность, неусидчивость, расторможенность;

– затруднения в усвоении новых двигательных действий, особенно связанных с мелкими точными движениями;

– недостаточность двигательного тонуса, что приводит к нарушению автоматизации движений и действий;

– повышенная истощаемость (замедление темпа, нечеткость движений с следующей потерей двигательного стереотипа);

– недостаточность ритмичности и автоматизации движений;

– недостаточное развитие мелкой моторики, общее физическое и соматическое ослабление и др» [28].

Основными причинами таких нарушений считается незрелость морфофункциональных структур мозга, ответственных за организацию и регулирование двигательной активности, а также выраженное органическое поражение подкорковых и корковых структур головного мозга.

Задержка психомоторного развития проявляется в ряде нарушений: гипотонус, гипертонус, диссинергии (отсутствует согласованность работы мышц), дистаксии (нарушение координации в пространстве), апраксии (нарушение смысловых цепей действий), сложность в произвольных движениях и др. У детей с ЗПР уже на ранних этапах развития, наблюдается неадекватность позы во время пребывания на руках у матери: тело младенца или слишком расслабленное, так что приходится прикладывать значительные усилия поддержаны частей тела, или слишком напряженное, что выглядит со стороны, словно ребенок вываливается из рук матери [10].

Необходимость коррекции недостатков моторной сферы детей с нарушениями развития и положительное влияние такой работы на формирование психики детей отмечалось многими исследователями. Во многих научных работах, посвященных проблеме задержки психического развития, в программах обучения и воспитания детей с ЗПР, – везде указывается на необходимость проводить специальные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительно-моторной координации, графомоторных навыков детей с ЗПР. Однако часто в методических пособиях содержатся общие рекомендации к коррекции или отдельные конкретные упражнения [14].

Необходимо отметить, что независимо от особенностей проведения физкультурных занятий со школьниками, имеющими ЗПР, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера [30].

Установлено, что у школьников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого, следует учесть, что на начальных этапах проведения физкультурных занятий движения выполняются детьми по подражанию (по показу), далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на заключительном этапе - по словесной инструкции.

Возможно использование схем-моделей, замещающих инструкции (при переключении от одного вида ходьбы или бега к другому, принятии исходного положения и др.), что способствует развитию у школьников внимания, мышления, ориентировки в пространстве. Деятельность специальных (коррекционных) учреждений для детей с ЗПР в современных условиях требует разработки новых научно обоснованных организационных, методических и технологических компонентов воспитательно-оздоровительного процесса [35].

Таким образом, значительное влияние на развитие двигательной активности ребенка и привлечения его к физической активности играет организация работы воспитателя, умение организовать занятия, подобрать необходимые упражнения для этого. Можем предположить, что эффективность процесса физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития значительно повысится в результате применения в коррекционно-педагогическом процессе специально разработанной методики развития их двигательных навыков, создающей предпосылки для более полноценного физического и психического становления детей.

 

Выводы по главе 1

В первой главе данной курсовой работы было рассмотрены теоретические аспекты изучения проблемы формирования двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития. Полученные результаты нашли свое отражение в следующих выводах.

Изучением двигательных возможностей школьников с задержкой психического развития занимались такие исследователи как А.А. Дмитриев, О.В. Защиринская, Е.М. Мастюкова, В.М. Мозговой, И.В. Муравов,                           Б.В. Сермеев, А.М. Шлемин и другие. Оптимальная двигательная активность по мнению исследователей выполняет роль своеобразного регулятора развития молодого организма, является необходимым условием для становления и формирования ребенка как биологического существа и социального субъекта.

Задачи физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития заключаются в следующем: забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание; улучшение функций нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхания, укрепление опорно-двигательного аппарата; комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики; создание необходимых условий для психологической и социальной адаптации; разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции; развитие моторики; развитие пространственно-координационных и ритмических способностей; формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции; обогащение познавательной сферы; развитие коммуникативной инициативы и активности; построение двигательного режима; осуществление координации и взаимодействия лечебно-логопедических и психо-педагогических служб.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: