Хода беседы с ребёнком

Математика. Решение составных задач

Цель. Формировать умение работать с составной задачей.

Задачи. Учиться моделировать составную задачу в виде схемы, краткой записи, анализировать задачу, составлять задачи обратные данной, совершенствовать вычислительные навыки.

 

 

Хода беседы с ребёнком

- Сегодня в центре нашего внимания снова будут составные задачи. Мы будем учиться их анализировать и решать.

I

- Прочти задачу № 19 на с. 78.

- Перескажи задачу.

-О чём говорится в задаче, что будем считать? (В задаче говорится об открытках, считаем открытки)

- Назови условие и вопрос задачи. Назови известное и неизвестное (известное – количество открыток, которые сделали мальчики, их 10; неизвестное – количество открыток, сделанных девочками: про них сказано – на 3 меньше, чем открыток мальчиков;

 также неизвестно сколько всего открыток получилось у детей).

Просите ребёнка подтвердить текстом свои ответы (Прочти, что про открытки мальчиков сказано в задаче…). У некоторых возникнут проблемы с открытками девочек, дети будут говорить, что их 3 (Прочти ещё раз, что написано про открытки девочек, что значит «на 3 меньше»? – столько же, сколько сделали мальчики, но без трёх). Некоторые будут говорить, что у девочек 7 открыток. (Найди в тексте задачи то место, где сказано, что у девочек 7 открыток. Что сказано в задаче про открытки девочек). Добейтесь правильных ответов. В данном случае после всех уточнений ребёнок сам или с помощью взрослого проговаривает конечный результат анализа (известное – количество открыток, которые сделали мальчики, их 10; неизвестное – количество открыток девочек: про них сказано – на 3 меньше, чем у мальчиков; также неизвестно сколько всего открыток получилось у детей).

-Укажи целое и части (целое – все открытки, оно неизвестно; части – открытки мальчиков, их 10; открытки девочек, их количество неизвестно).

- Что сказано про открытки девочек? (на 3 меньше). Как нам узнать их количество? (из 10 вычесть 3)

 

-Выполним краткую запись задачи, указав известное и неизвестное.

Сначала попробуем выполнить краткую запись в виде схемы.

Перед тобою часть схемы. Начерти её и впиши нужную информацию.

 

 

- Объясни свою схему.

(Мы изобразили целое в виде отрезка и дуги снизу.Раз целое неизвестно, то у дуги поставили знак вопроса и обвели в красный кружок. Целое ищем сложением, около него знак +.

Целое состоит из двух частей: открыток мальчиков и открыток девочек, поэтому отрезок разделили на две части. Первая дуга – открытки мальчиков, над ней написали 10, потому что их 10 штук, вторая дуга – открытки девочек, их количество неизвестно, над ней поставили знак вопроса. Тут же мы указали, как найти количество открыток, которые сделали девочки).

 

 

- Попробуем выполнить краткую запись к задаче. Что в задаче будет целым? (все открытки). Из каких частей оно состоит? (открытки мальчиков и открытки девочек). Возьмём для краткой записи слова мальчики и девочки и запишем их сокращённо.

М. –

Д. –

- Какие данные укажем рядом с мальчиками? (10 открыток). Слово открытки сократим.

- Какие данные укажем рядом с девочками? (неизвестное число открыток, на 3 меньше, чем у мальчиков)

М. – 10 откр.

Д. –? откр., на 3 откр. меньше, чем

 

- Слово-помощник на, мы обвели в кружок, слово-помощник меньше -   подчеркнули. Чем они нам помогли? (они помогли понять, каким действием искать количество открыток, сделанных девочками, это действие вычитания). Поставим около вопросительного знака знак минус.

- Как обозначим целое? (фигурной скобкой).

Раз целое неизвестно, то поставим у фигурной скобки вопросительный знак и обведём его красным кружком. Почему? (оно неизвестно).

- Каким действием будем искать целое? Поставим около вопросительного знака карандашом знак плюс.

 

- Каков главный вопрос задачи? (Сколько всего открыток сделали дети?)

Все открытки – это целое.

- Что нужно знать, чтобы найти целое и ответить на вопрос задачи? (Чтобы найти целое нам нужно знать, чему равны части – знать наизусть!).

- Знаем ли мы, чему равна первая часть – открытки мальчиков? (Знаем, их 10).

- Знаем ли мы, чему равна вторая часть – открытки девочек? (Не знаем, но можем узнать вычитанием, для этого у нас достаточно данных).

- Если нам станет известно, сколько открыток сделали девочки, сможем ли мы найти целое, все открытки?

 

- Составим план решения задача:

Сначала я узнаю … (сколько открыток сделали девочки).

Поставим в схеме и в краткой записи, там, где обозначены открытки девочек, около вопросительного знака,  зелёной ручкой или карандашом (можно простым карандашом) цифру 1 – ответ на этот вопрос будет первым действием.

- Узнав, чему равна вторая часть, смогу найти …(целое) и отвечу на главный вопрос задачи. Поставим около главного вопроса в схеме и в краткой записи красным или простым карандашом цифру 2. Ответ на этот вопрос будет вторым действием.

 

Отступим клетку вниз и запишем решение задачи.

Запишем первое действие, обозначив его цифрой 1 со скобкой.

1) 10 – 3 = 7 (откр.)

  - Количество каких открыток мы узнали? (количество открыток, которые сделали девочки). Запишем это через тире в пояснении.

 

1) 10 – 3 = 7 (откр.) – девочек             (Смысл: открытки девочек)

 

- Зачем мы искали количество открыток у девочек? (Чтобы узнать общее количество открыток, найти целое).

Поскольку нам понадобится результат первого действия в решении задачи, то мы подчеркнём его зелёным карандашом.

 

1) 10 – 3 = 7 (откр.) – девочек

 

- Первым действием узнали количество открыток у девочек. Что будем узнавать вторым действием (смотрим на схему, краткую запись, вопрос с цифрой 2). Какие данные нам понадобятся для второго действия? (число открыток мальчиков, их 6, и открыток девочек, их 7).

- Отступи ещё клетку вниз, поставь цифру 2 со скобкой, отступи клетку вправо и запиши решение.

 

1) 10 – 3 = 7 (откр.) – девочек

2) 10 + 7 = 17 (откр.)

Мы ответили на главный вопрос задачи, поэтому через тире пояснения не нужны. Мы отступаем клетку вниз и записываем ответ.

 

Ответ: 17 открыток.

Что ты можешь рассказать об этой задаче? (Это составная задача, нам понадобились два действия, чтобы её решить; это задача на нахождение целого, чтобы его найти, нам нужно было знать, чему равны части).

Какой вид записи условия тебе показался более удобным: схема или краткая запись?

Для задач на нахождение целого запись схемой более удобна: она наглядная и краткая.

II

Потренируемся в работе с карандашом и линейкой. Учебник, с. 106 № 1

Задание. Очень хорошо знать понятия: задача на нахождение целого. (чтобы найти целое, нужно сложить все его части), задача на нахождение части (чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть). Проект. с.98 - 99

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: