Основные виды маркетинга

Г.

Й урок

Тема урока: Тема 7. Маркетинговая и инновационная деятельность предприятия.

Цель урока

Дидактическая (образовательная): сформировать и обобщить базовые знания о маркетинговой деятельности предприятия, видах маркетинга и жизненном цикле изделия.

Развивающая: развивать экономическое мышление, память, внимание студентов, умение анализировать и обобщать учебный материал; развивать ключевые общекультурные компетентности, которые необходимы студентам для успешной социализации личности.

Воспитательная: способствовать воспитанию деловых качеств будущего специалиста и созданию лучших условий для формирования у студентов познавательного интереса и творческой активности.

Изучить вопросы:

1. Сущность маркетинговой деятельности предприятия.

2. Основные виды маркетинга.

3. Жизненный цикл изделия.

 

Сущность маркетинговой деятельности предприятия

 

Эффективность функционирования рыночных субъектов в быстроменяющихся условиях современной экономики зависит от результативности маркетинговой деятельности. Начав свое развитие с первых криков уличных торговцев (от лат. rеclame - выкрикивать) и сформировавшись в самостоятельную науку, сегодня маркетинг занял подобающее ему место среди других наук. Развитие маркетинга, в первую очередь, обусловлено практической деятельностью, всесторонним изучением рынка, спроса, потребностей и в свою очередь влияет на практику ведения бизнеса. Такая взаимосвязь и взаимовлияние требует от ученых постоянного исследования эволюции маркетинга.

Развиваясь в течение определенного исторического периода, маркетинг как философия и инструмент бизнес-деятельности является результатом коллективного творчества предпринимателей и ученых разных школ.

Сегодня известно более двух тысяч определений понятия «маркетинг», однако вопрос его теоретического содержания продолжает оставаться дискуссионным. Что, одной стороны, обусловлено преимущественно практической направленностью маркетинга, а с другой – тем, что маркетинг длительное время развивался обособленно в рамках научной школы определенной страны.

Несмотря на то, что маркетинг как наука развивалась на грани пересечения понятий других наук, экономики, математики, психологии, социологии, он является молодой прикладной наукой. Именно поэтому основное внимание уделяется его прикладному характеру, что объясняется опытом становления маркетинга не столько с теоретических обобщений, сколько в практической деятельности.

Однако, пренебрежение маркетингом, как наукой «приводит к проявлениям научного произвола, игнорированию законов и правил, которые составляют его основу.

А столетняя история развития маркетинга как науки позволяет говорить о том, что существует несколько теоретических направлений и научных школ, анализ достижений которых отечественными учеными почти не проводится.

При этом стоит отметить, что маркетинг и как наука, и как практическая деятельность занял подобающее ему место только с уходом от командно-административной системы. Именно развитие рыночных отношений повлекло за собой изменение парадигмы в экономической теории.

Осуществление маркетинговой деятельности является объективной необходимостью ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности предприятия с учетом рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. При этом отображается и постоянно усиливается тенденция к планомерной организации производства с целью повышения эффективности функционирования предприятия в целом и его хозяйственных подразделений в частности.

Маркетинговая деятельность предприятия направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, учитывая запросы рынка, устанавливать текущие и, главное, долгосрочные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной деятельности, определять ассортимент и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль.

Согласно Ф. Котлеру, маркетинг – это система различных видов деятельности предприятия, которые связаны между собой и охватывают планирование, ценообразование, продажу, доставку товаров и предоставление услуг, в которых есть потребность у имеющихся или потенциальных потребителей, а также вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей через обмен.

А.А. Старостина под маркетинговой деятельностью понимает такую систему управления предприятием, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции

Таким образом, в целях обеспечения коммерческого успеха любого предприятия  и его продуктов или услуг, оказываемым его клиентам, на рынке страны необходимо сформировать такую систему управления его деятельностью, которая позволит своевременно, полно и качественно получить информацию о состоянии внутренней и внешней среды его функционирования. 

 

Основные виды маркетинга

1. Конверсионный. Данный вид связан с негативным спросом. Негативный спрос – это такая ситуация, когда на рынке все или многие потребители отвергают какой-то конкретный вид товара (услуги). Например, вегетарианцы проявляют негативный спрос на продукты животного происхождения и т. д.

Основной задачей данного вида маркетинга является разработка конкретного плана, способствующего зарождению спроса на такие товары, с возможной перспективой развития.

2. Стимулирующий. Этот вид связан с безразличием потребителей к определенным товарам. Безразличие отсутствия спроса бывает, во-первых, когда товар теряет свою ценность в глазах покупателей; во-вторых, товары не имеют ценность на данном рынке; в-третьих, когда рынок не готов к появлению этого товара. Основной задачей маркетинга является стимулирование спроса посредством определенных методов.

3. Развивающий, связан с начавшимся формированием спроса на товары.

Главная задача – выявить потенциальный спрос и создать соответствующий товар.

4. Ремаркетинг – это изыскание новых путей маркетинга с целью создать новый жизненный цикл товара, на который упал спрос.

5. Синхромаркетинг предназначен для изменения структуры спроса. Так, например, в отношении театров, которые в будние дни посещают мало, зато по выходным переполнены. Чтобы решить данную проблему, синхронный маркетинг может предложить либо рекламировать те спектакли, которые идут по будням, либо повысить цену входного билета в выходные дни.

6. Поддерживающий – это маркетинг, ориентированный на поддержание имеющегося полного спроса путем сохранения необходимого объема продаж, стимулирования сбытовой деятельности, а также контроля за издержками.

7. Демаркетинг – это маркетинг, который решает проблему чрезмерного спроса с помощью повышения цены на товар, прекращения стимулирования продаж и т. д.

8. Противодействующий призван ликвидировать или снижать спрос на товары, которые вредят общественному благосостоянию (алкогольные напитки, табачные изделия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: