ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
Задание 1. Ознакомьтесь с методикой работы при чтении рассказа (данный материал не теряйте, он пригодится для последующей работы)
Задание 2. Прочитайте рассказ В. Драгунского «Он живой и светится!» (3 кл. «Школа Росси»),
На основе представленного материала в лекции и другого педагогического опыта спроектируйте работу над указанным произведением. Определите цель работы:
Цель для учителя: Создать условия для…….(образовательная, развивающая, воспитательная цели)
Ответы запишите в таблице
Этапы работы над рассказом | Деятельность педагога (какие методы и приемы использует) | Деятельность учащихся (что делают, предполагаемые ответы, выборочное чтение, аргументы) | Какие средства помогают достижению результатов (ИКТ, иллюстрации, текст, раздаточный материал, др.) |
1.Предварительная работа перед чтением | |||
2. Чтение рассказа | |||
3. Работа после первичного прочтения. | |||
4. Работа после вторичного чтения. |
|
|
«Он живой и светится!» В. Драгунский.
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…
И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака – они были похожи на бородатых стариков…
И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:
– Здорово!
И я сказал:
– Здорово!
Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.
– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?
Я сказал:
– Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.
Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.
Тут Мишка говорит:
– Не дашь самосвал?
– Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!
|
|
Я говорю:
– Сравнил Барбадос с самосвалом…
А Мишка:
– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
Я говорю:
– Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
– Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
– А плавать где? В ванной? По вторникам?
И Мишка опять надулся. А потом говорит:
– Ну, была не была! Знай мою доброту! На!
И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.
– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.
– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?
– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.
– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму…
И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.
Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
– Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
– Я, мама, променял его.
Мама сказала:
– Интересно! А на что?
Я ответил:
– На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!
И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.
Потом мама зажгла свет.
– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
– А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
1. Общие принципы работы над литературным произведением.
Литература – род искусства, отражающая типические явления жизни в образах, созданных с помощью слова. Идеи, настроения писателя передаются через содержание произведения читателю, пробуждают в нем созвучные мысли и чувства, формируют его мировоззрение. Эти особенности учитываются методикой чтения в начальных классах:
1. Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения.
2. Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).
3. Обязательным условием является присутствие анализа художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание.
4. Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения, УНТ) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.
В начальных классах из художественных жанров (видов литературных произведений) изучаются: рассказы, сказки, басни, стихотворения, произведения УНТ (загадки, сказки, пословицы, поговорки, былины и т.д.). В отличие от художественной литературы, воздействующей на читателя путем восприятия художественного образа, существует научно-познавательная литература, которая имеет четко определенную предметность нового для детей знания и целенаправленно излагает тему.
|
|
Научно-познавательная литература не только описывает явления и его признаки, излагает суть исторического события, но и указывает его связь с другими фактами и явлениями, дает им научное обоснование, иногда учит практическому применению предмета.
2. Методика чтения рассказов
Рассказ – небольшое прозаическое произведение, законченное в смысловом отношении и имеющее повествовательный характер. Рассказ является ярким примером художественного произведения.
Остановимся на некоторых вопросах организации урока, который представляет следующую структуру:
1. Речевые упражнения.
Целью речевых упражнений является развитие и совершенствование техники чтения: беглости, сознательности, правильности, выразительности. Учитель в зависимости от целей и задач урока подбирает упражнения на отработку определенных качеств.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания осуществляется с целью актуализации ранее прочитанного материала, она проводится не более 7 минут. В качестве приемов проверки могут быть использованы: тестирование, пересказы, выборочное чтение, беседа, составление диафильма и т.д.
3. Изучение нового материала:
А) Подготовительная работа к восприятию произведения.
Цель подготовительной работы – создать представления о событиях, героях, вызвать заинтересованность. В качестве подготовительной работы могут использоваться: беседа, рассказ, свободные высказывания учащихся, слушание музыки, экскурсия, демонстрация кино- и диафильмов, рассматривание книг писателя и т.п.
Б) Чтение всего произведения в целом.
Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя.
Рассказы о природе, о труде дети могут уже со 2 класса читать про себя с выполнением простого задания.
В) Краткая беседа по проверке первичного восприятия произведения.
|
|
Цель: выяснить, какое впечатление произвел рассказ на учащихся. Уместно после прочтения задать примерно такие вопросы: Какое место вам запомнилось в рассказе?, Кто из героев понравился и почему?, Чем вам понравился рассказ?, Какое настроение вызывает рассказ? И т.п.
Г) Анализ произведения.
В процессе анализа выясняется конкретное содержание рассказа, композиция, мотивы поведения действующих лиц, их характерные черты, идейная направленность.
Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки героев. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.
4. Обобщающая беседа.
В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.
5. Пересказ и другие творческие работы в связи с чтением.
Цель данного этапа урока заключается в том, чтобы научить осмысленно передавать свои впечатления от прочитанного через пересказ, а он может быть разным: подробным, сжатым, творческим; возможно составление диафильма, словесное рисование представленных картин, сочинение продолжения рассказа, соотнесение прочитанного с собственным опытом и т.д.
Планируя уроки чтения рассказов, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающих чтение.
3. Методика чтения сказок
Мир сказок прекрасен и увлекателен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами, необычностью обстановки; привлекают герои – смелые, сильные, находчивые люди. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. К.Д.Ушинский называл сказки «первыми попытками народной педагогики», так как дети искренне радуются, что побеждает справедливость, а зло наказывается, торжествует добро.
Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений (например, главная мысль сказки «Заячьи слезы» - будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему). Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку. Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Главная ценность сказок заключается в подходе к изображению простых людей, народа. Он талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки.
Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок – прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога.
В начальных классах школы учащиеся знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с преимущественным участием волшебных, фантастических сил. Отмечаются существенные черты сказки:
· занимательный сюжет;
· яркость, выпуклость героев;
· наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка);
· наличие антитезы (противопоставление добрых и злых героев, поступков);
· своеобразие языка: тавтологические повторы (жили-были, нежданно-негаданно), устойчивые и меткие эпитеты («я там был, мед пил..», «красна девица», «сокол ясный», «лето красное», «молочная река – кисельные берега);
· особые сказовые интонации.
По литературоведческой традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые.
Сказки о животных отличаются от других тем, что в них действуют животные. Методика анализа таких сказок существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы над текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, все виды пересказа и т.п. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. (Может ли такое случиться в отношениях между людьми?) Этого вполне достаточно, чтобы сказка для учащихся осталась сказкой, но и обогатила их знаниями определенных явлений жизни.
Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы – то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя и наоборот и т.д. Герои в этих сказках прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшебной силой. Методика работы над такими сказками остается такой же, как и при анализе реалистического рассказа. Но специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (Кому они помогают и почему?, Как это характеризует героев сказки и т.п.), важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольные выступления, теневой театр, использование грамзаписи.
В социально-бытовых сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. В начальных классах социально-бытовые сказки в основном не читаются.
4. Методика чтения басен
Басня – одна из форм эпического жанра, где в аллегорической форме под видом зверей, птиц и различных предметов писатель подразумевает людей, осмеивая человеческие пороки. Форма стихотворная, хотя не является обязательной (например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе), имеет сатирический нравоучительный характер. Как жанр басня появилась задолго до нашей эры. В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И.А.Крылова. Для чтения в начальных классах отобраны басни, заключающие в себе житейскую мудрость, осуждающие пороки людей. Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств:
1. Каждая басня – метко нарисованная сценка из жизни, поэтому заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.
2. В басне всегда присутствует положительная направленность того или иного осуждения, которая при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками (Что осуждает басня? Чему она учит?).
3. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость народного языка много дают для развития мышления и речи учащихся.
4. Размер басни обычно не превышает 20 – 30 строк, но по содержанию это – пьеса со своей завязкой, кульминацией и развязкой.
5. Образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражений.
Обычно урок чтения басни содержит такие структурные компоненты:
1. Подготовительная работа к восприятию произведения.
Она может включать такие виды работы: рассказ учителя об авторе басни, викторину по материалу прочитанных басен, беседу о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит читать.
2. Чтение басни учителем, или прослушивание грамзаписи, или просмотр фильма.
3. Беседа эмоционально-оценочного характера.
4. Анализ конкретного содержания басни.
5. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.
6. Аналогия из жизни.
Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали(нравоучения) и аллегории (иносказания).Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль.
Если главная мысль и мораль просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения, то более целесообразно сразу же после первичного восприятия басни, какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им задается второй вопрос: «Какова мораль басни?» После этого дети сами читают басню, а затем происходит краткий разбор речевых оборотов.
Если сущность морали важна для учащихся (например, в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»), то при первичном чтении басни учитель опускает текстовое нравоучение. Затем работа включает в себя следующие компоненты:
· анализ произведения,
· выяснение главной мысли,
· раскрытие аллегории,
· анализ морали.
При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов. Но особое место занимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий творческого характера, чтение в лицах.
5. Методика чтения стихотворений
В литературоведении различают две системы художественного строения речи – прозаическую и стихотворную.
Для стихотворной речи присущи несколько признаков
· ритм, который характеризуется повторяющимися элементами, повторением ударных и безударных слогов в строке;
· рифма, что обозначает созвучие концов стихотворных строк (за исключением белых стихов, для которых рифма не характерна);
· повышенная эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе.
Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.
Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений – образы-персонажи. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью. Данное условие обуславливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.
Анализ эпического стихотворения направлен н а выяснения сюжета (развитие действия), раскрытия особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, составление плана, чтение в лицах.
В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте и т.п. с учетом тематики жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.п. В начальной школе дети знакомятся главным образом с пейзажной и социально-политической лирикой.
Необходимо отметить условия, влияющие на полноценность восприятия учащимися пейзажной лирики:
1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающимся к ним.
2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно).
3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения.