Кадастровый учет завершается внесением сведений в государственный кадастр недвижимости

Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

сведений о присвоенном кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости);

новых сведений об объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете его части или учете адреса правообладателя);

сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета).

Кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен данный объект недвижимости.

Перечень лиц, имеющих право обратиться за кадастровым учетом, определен в ст. 20 Закона.

Подача заявления является обязательной, так как это предусмотрено в п. 2 ст. 16 комментируемого Закона. В соответствии с ним постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых предусмотренных законом сведений осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

Заявители могут обратиться в орган кадастрового учета лично либо предоставить соответствующие полномочия своему представителю.

Статья 22 Закона определяет состав документов, которые должны прилагаться к заявлению. Состав документов зависит от многих факторов: от личности заявителя, характера кадастровых действий, правового режима объекта.

Кадастровый учет осуществляется на основании решения органа кадастрового учета. В срок, установленный в Законе, орган кадастрового учета должен выдать заявителю документ, подтверждающий осуществление кадастровых действий, указанных в заявлении, перечень которых установлен в ст. 23 Закона.

Необходимо отметить, что земельный участок может быть снят с кадастрового учета только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в связи с образованием земельного участка (земельных участков), что вытекает из положения п. 2 ст. 25 Закона. Исключение составляют земельные участки с временными сведениями.

7.8. Уточнение границ земельного участка.

Местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию с правообладателями смежных участков, если в результате выполнения кадастровых работ подготавливаются документы, необходимые для учета в ГКН изменений земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ (ч. 1 ст. 39).

Норма ч. 3 ст. 25 гласит, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе или разделе при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Согласно предл. 2 ч. 3 ст. 25 Закона при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого (смежного) земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в кадастровые сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.

В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Если такие документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных или искусственных объектов, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из указанной нормы Закона следует, что в случае, когда у лица отсутствуют и правоустанавливающие, и правоподтверждающие документы, а также какие-либо планы этого участка, составлявшиеся, например, на момент его предоставления, то границы такого участка определяются по фактическому пользованию, которое существует более 15 лет.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 20 Закона о ГКН с заявлением об учете изменений земельного участка в орган, осуществляющий кадастровый учет, могут обращаться собственники земельных участков, а также обладатели права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения.

Необходимость в уточнении границ земельного участка может возникнуть в случае, когда земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет до вступления в силу Закона. Такие земельные участки, в соответствии с п. 1 ст. 45 Закона признаются «ранее учтёнными» земельными участками. Ранее учтенными объектами недвижимости также считаются объекты, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в установленном порядке. Суть нормы состоит в признании юридически действительным такого учета, а также того, что такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Федеральным законом. Однако если кадастровые сведения о таком участке не соответствуют установленным на основании Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, у правообладателей участков возникает право уточнить местоположение его границ.

В соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в проведении кадастрового учета, в частности, в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка будет больше площади, сведения о которой содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В отношении земельных участков, предоставленных до введения в действие ЗК РФ РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает, что госрегистрация права собственности гражданина на такой земельный участок осуществляется, в частности, в случае, если сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном правоустанавливающем или правоподтверждающем документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка. Возможность зарегистрировать право собственности на земельный участок в его фактических границах – один из элементов упрощенного порядка переоформления ранее предоставленных гражданам прав.

Еще одним основанием для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка при уточнении его границ может послужить факт нарушения порядка согласования местоположения границ земельных участков, установленного Законом, а также в случае, если местоположение указанных границ в соответствии с Законом не считается согласованным. Исключением являются случаи признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

В качестве предмета согласования устанавливается определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения других границ не принадлежащего ему земельного участка или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Кадастровый инженер вправе выбрать порядок проведения согласования местоположения границ - посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Информация о проведении собрания должна быть доведена до сведения заинтересованного лица в срок не позднее, чем за тридцать дней до дня проведения собрания.

На кадастрового инженера при проведении согласования местоположения границ возложены обязанности по проверке полномочий заинтересованных лиц или их представителей, обеспечению возможности ознакомления указанных лиц с соответствующим проектом межевого плана и разъяснению его содержания, а также по показу подлежащего согласованию местоположения границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

 Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц, или их представителей. Закон определяет, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке. ЗК РФ устанавливает судебный порядок разрешения споров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: