Как объясняет он и как объясняете вы особую активность ученика (ребенка) ?

В каких отношениях прикладная наука «Методика обучения литературе» находится с другими (фундаментальными) науками?

МПЛ – изучает процесс обучения литературе. Литературоведение изучает закономерности развития художественной литературы, дидактика - общие закономерности обучения, психология - закономерности психической деятельности человека. С этими науками методика непосредственно соприкасается, опирается на их данные, но решает при этом свои специфические задачи.

Взаимодействие МОЛ со смежными дисциплинами:

· Дидактика (теория обучения) тесно связана с методикой, входящей в систему педагогических навыков.

· Литературоведение — наука, изучающая особенности художественной литературы, ее развития, оно определяет специфическое содержание МПЛ.

· Эстетика — наука о природе и закономерностях эстетического освоения действенности. Методика в значительной степени способствует эстетическому восприятию личности.

· Психология — изучает закономерности развития психики. МПЛ опирается на ее данные и понятия.

· Языкознание исследует особенности языка. А язык — это первый элемент литературы.

· История связана с методикой, так как учитель-словесник должен глубоко знать историю.

В чем главное отличие «Литературы» как школьной дисциплины от других школьных предметов? С какими другими школьными дисциплинами она может пересекаться

Школьный курс литературы обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от других учебных дисциплин и в то же время тесно связывающих с ними.

«Учебный предмет „Литература“ – одна из важнейших частей образовательной области „Филология“. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей».

В Примерной программе подчеркивается также связь литературы с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), влияющими на формирование у школьников эстетического отношения к окружающему миру; с историей и обществознанием, которые, обращая учащихся к исторической памяти, способствуют становлению их активного отношения к действительности.

Уникальность литературы среди других школьных учебных предметов основана на следующих факторах.

• Соприкосновение с шедеврами мировой литературной классики дает учащимся представление об онтологических проблемах, неизбежно возникающих перед каждым человеком.

• Знакомство с лучшими произведениями классической литературы в школе может обеспечить взаимосвязь с мировым и отечественным историческим, этическим, философским и культурным наследием, заключенным в художественных текстах.

• Сопряжение текста художественных произведений с внутренним миром личности учащегося способно повлиять на становление жизненных целей, ценностей и мировоззрения растущего школьника.

• Соприкосновение с искусством, к коему принадлежит и литература, владеющим особым арсеналом средств воздействия на личность, содействует формированию эстетического вкуса учащихся.

• Знакомство с культурой своего народа способствует становлению национального менталитета учеников.

• Осмысление идейного содержания произведений влияет на расширение представлений читающего о разных гранях мирового бытия и накопление личностного опыта на социальном, интеллектуальном, эмоциональном, психическом и коммуникативном уровнях.

Я утверждаю, что репродуктивный метод основополагающий? Вы согласны? Почему? Нет? Почему.

Используя данный метод можно за короткое время донести большое количество информации сразу большому количеству обучающихся. Это удобно один раз все объяснить, не подстраиваясь под особенности восприятия у детей. Так же репродуктивный метод можно назвать универсальным – он может быть использован практически на любом уроке. Поэтому, я согласна с утверждением о том, что репродуктивный метод является основополагающим.

 

Как учитель общается с аудиторией? Удается ли ему установить контакт и почему?

Учитель общается с аудиторией на доступном ей языке. Лекция проходит в форме беседы, рассказа. Сергей Волков ещё вначале своей лекции говорит о том, что не будет читать лекции, а будет разговаривать как будто они в классе, предупредил о том, что будет спрашивать и желательно записывать. Помимо самой лекции, он использует презентацию, что делает его лекцию интереснее и доступнее.

Включились ли вы в процесс «расшифровки» текста?

Да, включилась. Непроизвольно сама начала пытаться расшифровать непонятные для себя в стихотворении строки.

Зачем в его монологе появляются «отступления» от темы (назовите их)?

Переодически, Сергей Волков отходит темы, я думаю для того, чтобы ещё больше заинтересовать слушателей своим личным мнением и опытом по тем или иным проблемным вопросам и ему это удаётся. Он рассказывает о своих учениках, о том как обучался он сам.

Как объясняет он и как объясняете вы особую активность ученика (ребенка)?

Он говорит нам о том, что дети совсем по – другому видят ту или иную картину, чем взрослые. Ребенок готов принять мир целиком, не проводя лишних границ, поэтому даже животные наделяются человеческими эмоциями. Так и стихотворения дети понимают по – своему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: