Варианты формирования банка идей

Создание банка идей продуктов труда.

Может процесс творчества быть управляемым?
Может ли человек научиться делать творческое открытие?
И сегодня среди ученых нет единого мнения относительно ответа на эти и подобные вопросы. Всегда существовали ученые, высказывали мнение, что творческие открытия - это результат случайности, сфера подсознательного, связанная с логикой и интеллектом.

Творческое открытие возможно тогда, когда исследовательский поиск подготовлен системой знаний и ему предшествует напряженная умственная деятельность изобретателя. После этого мозг за определенный промежуток времени синтезирует проведенной работе в виде творческой идеи. Упрощенно это выглядит так, будто в компьютер вводят определенный объем информации, а через некоторое время, когда он обработает ее по специальной программе, выдает решение задачи.
Человек по собственному желанию может развить в себе умение, способности, черты характера, направленные на выработку творческих, оригинальных идей, что позволит создавать или открывать что-то новое, практически в любой области человеческой деятельности, а не только в сфере производства. Среди таких умений творческого характера, которые могут быть сформированы, считают умение создавать банк идей и предложений.
Одной из задач создания такого банка является упорядочение информации с целью ее анализа, ускоряет процесс выработки творческих идей и, соответственно, создание нового объекта или его совершенствования.

 

 

Поиск информации, касающейся определенной проблемы или отрасли промышленности сопровождается ее накоплением. Достаточно часто большой объем информации не только «загромождают» компьютер, но и остается неиспользованным в исследовательской работе. Поэтому дизайнеры стараются упорядочить и систематизировать найденную информацию, чтобы более качественно воспользоваться собранным материалом, который был накоплен в ходе исследования и изучения проблемы.
Каждую найденную идею необходимо проанализировать, выделив положительные и отрицательные стороны. Если речь идет об изготовлении определенного изделия, необходимо выяснить, как данный объект будет решать поставленные задачи (проблему), будет удобным в пользовании, удовлетворять установленным технологическим требованиям и тому подобное. Иначе говоря, работая над созданием конкретного объекта, дизайнер просматривает все возможные пути решения проблемы, проявляется в виде набора образов будущего изделия - банка идей и предложений.

Главным правилом создания банка идей являются: скопированы или выполнены собственноручно рисунки, зарисовки, идеи в виде записей - все объем накопленной информации, который может пригодиться при выполнении следующих этапов проектирования изделия, и который необходимо сохранять и классифицировать.


С чего начинают создание банка идей? Обычно дизайнеры используют так называемую клаузуру.

Клаузура:

— графическое изображение возможных вариантов будущего изделия как в общем виде, так и с прорисовкою отдельных частей или деталей.

(-это большой лист бумаги, на котором представлены различные варианты будущего изделия в общем виде, с прорисовки отдельных частей или деталей.)

 

Клаузура должна иметь завершенную композицию относительно изделия или проекта в целом.

Создавая клаузуру, применяют любые изобразительные средства — от собственноручно выполненных рисунков и эскизов до цветных и скопированных изображений.

Во время создания клаузуры проявляется творческая фантазия дизайнера, умение применять собранную информацию об исследуемой проблеме или объекте проектирования. Поэтому лист клаузуры может содержать изображения, отражающие ассоциативные, фантастические, природные аналогии, которыми пользуется дизайнер, скопированные рисунки, фотографии из других источников. Дизайнер может кратко отобразить суть идеи с соответствующими надписями, вопросами, несколькими вариантами решений проблемы и тому подобное. Следовательно, банк идей и предложений должна состоять из комплекса информации, которая касается объекта проектирования и по содержанию и количеству соответствует определенному этапу проектирования изделия.

 







Варианты формирования банка идей

1.Использование каталогов, журналов, интернет-ресурсов

2.Решение  творческих  задач нестандартными методами.

 

Разработка эскизов проектируемого изделия.

 

 

Выбор оптимального варианта.

 

Вопрос: Каким образом мы можем выбрать оптимальный вариант? (рассуждение обучающихся)

Подводим итоги: В зависимости от проектируемого изделия выбираем модель, которая по показателям наиболее соответствует определенным критериям.

Далее разрабатываем конструкторскую и технологическую документацию на проектируемое изделие.

 

2). Для разработки нового изделия или процесса поиска новых решений необходимо использовать методы, приемы, которые помогут нам создать оригинальную модель.

Одним из таких методов является - метод фокальных объектов или случайных объектов.

Метод фокальных объектов - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов.

Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода: Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Суть метода: Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

Алгоритм действий:

Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.

Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).

Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).

Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.

Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.

Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Достоинства метода:

Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.

Нешаблонность выдвигаемых идей.

Универсальность метода.

Недостатки:

Непригодность при решении сложных задач.

МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.

Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

 

Например:

Примеры изделий полученных путем метода случайных объектов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: