Особенности поэзии Ф. И. Тютчева

30.04

Тема. Ф. И. Тютчев. Жизненный и творческий путь.  

 

Тезаурус

Мифопоэтика – отражение мифа в литературном произведении.

Натуфилософия (от лат. natura – природа) – термин, обозначающий философию природы, понимаемую как целостную систему общих законов миропорядка.

Образ (художественный) – элемент или часть художественного целого, обыкновенно такой фрагмент, который обладает относительно самостоятельной жизнью и содержанием (напр., символические образы «золотого покрова», «хаоса», «космоса», «природы» у Ф. И. Тютчева).

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу.

Пейзаж – разновидность описания, изображение природного или городского пространства. В структуре пейзажа важно соотношение фона и детали, статики и динамики. Особую роль играет точка зрения субъекта видения, которая может организовывать пространство в описании и определять четкость границ.

Поэтика литературного произведения – система структурно-композиционных и смысловых особенностей художественного целого произведения.

Поэтические дублеты – в лирике Ф. И. Тютчева это стихотворения, в которых повторяются (дублируются) одни и те же образы, темы.

Романтизм (нем. romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) – литературное направление, в основе которого конфликт между идеалом и действительностью. Романтизм связан с интересом к исключительной личности, бунтующей против миропорядка, наделенной стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу. Ведущая черта – трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей, и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими.

Философия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно – «любомудрие», «любовь к мудрости») – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Философская лирика – лирика, формирующая философскую картину мира, раскрывающая законы человеческой жизни, закономерности бытия и природы; проявление философских взглядов лирического героя.

Фрагмент – лирическая форма, предполагающая композиционную компактность высказывания при монументальности содержания; получил развитие в творчестве романтиков.

Хаос и космос – парные философские категории, восходят к мифологической картине мира и связанные с представлением мировой дисгармонии и гармонии бытия: хаос – мировая первостихия, разверзнутая бездна, из которой происходит все существующее; космос – мировой порядок, мировая гармония.

 

           Имя Фёдора Ивановича Тютчева оставалось неизвестным русскому читателю долгое время даже после того, как художественное дарование этого замечательного поэта достигло зрелости, и он не только создал, но и опубликовал многие свои стихотворения, ставшие впоследствии хрестоматийными и вошедшие в число лучших образцов русской лирики. Обратим внимание на портрет поэта.

«Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнажённый, необыкновенной красоты лоб, всегда оттенённый глубокой думой; с рассеянием во взоре, с лёгким намёком иронии на устах,— хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной неугомонной мысли»,— так, по воспоминаниям И. Аксакова, выглядел Тютчев — поэт, о котором Лев Толстой сказал: «Без него нельзя жить».

Сейчас стихи этого поэта каждый знает с детства: «Люблю грозу в начале

мая…», «Зима недаром злится, прошла её пора…», «Ещё в полях белеет снег,

а воды уж весной шумят…».

Сам Тютчев поэтом себя не считал, печатать произведения не стремился, ни-

когда не собирал своих стихов, они сохранились случайно в письмах к родным

и друзьям, на счетах и подорожных, на закладках в книгах. Опубликованы были

без его стараний, усилий, возможно, и желания. Как-то князь И. С. Гагарин

привёз А. С. Пушкину из Мюнхена подборку стихов, и тот напечатал их в журнале «Современник» в 1836 г. Это была первая публикация Тютчева, не считая

юношеского переложения «Послания Горация к Меценату».

«…Тютчев может сказать себе, что он… создал речи, которым не суждено

умереть…»,— писал И. С. Тургенев в своей статье о поэте.

Что же это были за речи, которые и сейчас, много лет спустя после смерти их

творца, не перестают пленять нас своей неувядающей прелестью?

       Ф. И. Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято

называть пушкинской. Но он создал совершенно иной тип поэзии. Не отменяя

всего, что было открыто его гениальным современником, он указал русской литературе ещё один путь. Если для Пушкина поэзия — способ познания мира, то для Тютчева — возможность прикоснуться к непознаваемому через познание мира. «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко — он ничто. Его присутствие — не более как точка в пространстве, его отсутствие — всё пространство…» — писал Тютчев. Основными темами его творчества являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия — то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Его лирический герой не является выразителем какой-то определённой философской концепции, он только задаётся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен в мир? для чего сотворена сама природа? в чём загадка природного бытия?

Если в первый период творчества Ф. И. Тютчев выступал как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогатилась у него сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использовал ассоциации и образы природы.

Человек и природа едины. «Всё во мне, и я во всём!..» — утверждает

Ф. И. Тютчев. Природа не просто лишена души, памяти, любви — она, по Тютчеву, превыше и души, и любви, и памяти, и человека, как творец превыше своего творения:

…перед ней мы смутно сознаём

Себя самих — лишь грёзою природы.

Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны (хаоса) —

один из ключевых мотивов тютчевской лирики.

Пройдут годы, и он напишет:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

А уже на склоне лет скажет:

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

 

Тютчев был поэтом не по профессии, а по своему предназначению. Может

быть, поэтому его поэзия наполнена ощущением гармонии мирозданья. Он ничего не выдумывал, а просто записывал то, что видел и чувствовал. И, наверное, потому ему удалось создать свою художественную модель Вселенной. Его

пейзажные образы рождаются из мгновенных впечатлений от жизни природы,

о которых он рассказывает своим неповторимым языком.

 

Особенности поэзии Ф. И. Тютчева

• Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности

как реальности, а не каких-то отвлечённых, абстрактных категорий.

• Тютчев — открыватель новых образных миров в поэзии.

• Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен.

• «Двойное бытие» расколотой человеческой души наиболее ярко выражено

в любовной лирике Тютчева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: