Тема урока: «Особенности культур Запада и Востока»

Цель урока: дать понятие о различии мировоззрений восточной и западной цивилизаций, способствовать формированию собственной мировоззренческой позиции учащихся, совершенствовать  навыки  анализа памятников искусства, классификации понятий, синтеза теоретического материала путем заполнения таблицы.

Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации архитектурных сооружений разных стилей

Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ.

 

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Выполнить в LearningApps – найти соответствие между названием стиля и его характеристикой.

     3.МОТИВАЦИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
- Действительно, слово «восток» пробуждает в нашем сознании ряд образов и красок. Думаю, что вы продолжите ассоциативный ряд – Восток – Шахерезада, индийский танец…. (дети продолжают ряд)

- Прямым антонимом к слову «восток» является  «запад».

- Восток и Запад, как два культурных полюса, представляют собой во многом противоположные культурные традиции, два типа духовности, два миропонимания.

Под «Востоком» понимают  культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии, северной Африки, стран Ближнего Востока. Но для мировой культуры Восток – это в первую очередь, Япония, Китай, Индия, Персия.  

Культура древнейших циви­лизаций Востока являет собой определённый образ мироощущений, соб­ственную систему художественных приёмов, особое восприятие жизни и человека. При всём разнообразии и самобытности каждой из этих культур они имеют общие сходные черты,  которые сегодня мы и попробуем определить.

 

  Тема урока «Особенности культур  Запада и Востока»

Цель нашего урока: мы хотим выяснить – (формулируем вместе с ребятами, учитель направляет мысль в необходимое русло).

· ЭПИГРАФ УРОКА:

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…».                          (Р.Киплинг)

В конце нашего путешествия по  миру восточной культуры мы вернемся к нашему эпиграфу.

4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО

«Восток - дело тонкое» - удачно заметил герой известного кинофильма. Художественная культура восточных цивилизаций не копирует реальную жизнь, а, преломляясь в сознании художника, от­ражает её с помощью особого языка символов. Это обстоятельство делает искусство древнейших восточных цивилизаций символичным,  загадочным и сложным для понимания европейцев, начнем мы  знакомство с архитектуры Востока

На слайде представлены изображения разных архитектурных сооружений восточной культуры. Есть ли различия между рассмотренными нами архитектурными сооружениями Западной и Восточной культур? В чем оно выражено? (форма, цвет, декор)

 

                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

   

 

 Как вы думаете почему сформировались эти отличия? (природная среда,  исторические и политические  события, религиозные мировоззрения.)

Если мы проанализируем периодизацию основных культурных стилей, то можем сделать вывод - как развивалась культура Запада? (новый стиль приходил на смену старому, развитие рывками)

Видео «Архитектура Востока» если сравнить архитектуру стран Востока, можно

сделать вывод об особенностях развития культуры Востока – мало изменений….каноны…. новое вплетается в старое… Акцент на символичности

4.1.Анализ художественного произведения

(ХРАМ НЕБА ПЕКИН 1420 г)  

Храм Неба – по праву считается одной из жемчужин восточной архитектуры. Это сооружение было построено в Пекине в 1420 году. Структура храма, весь план ансамбля символичны и тщательно продуманы. По замыслу зодчих, расположение храма и его вид должны олицетворять гармонию священных сил Земли и Неба. Круглый в плане храм (Круг-символ Солнца) расположен на квадратной площадке (квадрат – символ Земли). Храм имеет три яруса, которые олицетворяют три основные силы Вселенной – Небо, Землю, Человека. Синяя глазированная черепица трехярусной крыши – символизирует небесную лазурь. Она положена в форме лучей, количество которых соответствует священным числам. Колонны окрашены в красный цвет – цвет огня (снова символ союза Неба и Земли) Даже количество колонн имеет символическое значение – 4 большие колонны означают четыре времени года, 12 средних – месяцы года, а 12 золоченных колонн – 12 двухчасовые отрезки времени. В сумме 28 колонн – символизируют 28 созвездий. Храм украшен богатым декором. Узоры в форме фениксов (властелинов огня) и драконов (властелинов воды) уравновешивают силы Инь и Янь. Дракон – символ удачи, а феникс, который возрождается из пепла, символ бесконечности. В образе Храма Неба воплощено представление китайцев о строении мира и его законах.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ -  ПЕРВЫЙ ПУНКТ

4.2. В чем  особенность живописи Востока мы рассмотрим на примере китайской живописи.  

 Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи.

Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, а особенно живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна -- это символ долголетия, бамбук - стойкости и счастья, аист - одиночества и святости и т.д

Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа». Картины пишутся черной или серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке.

 

В одних случаях мастер с помощью всего лишь нескольких мазков черной туши различной толщины создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей. Это направление именуется «сей».

 

Другое направление, называемое «гунби», требует тщательного воспроизведения мельчайших деталей: причесок изображаемых людей, оперенья птиц и т. п.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ – ПУНКТ ВТОРОЙ

 

 

4.3. Особенности восточной культуры, как мы выяснили, формировались под влиянием религии. На западе основная религия христианство, на востоке несколько религиозных течений – буддизм, ислам, иудаизм, конфуцианство, даосизм.

Боги Древней Греции, Рима - повелевали силами природы (Нептун – Бог морских просторов, Флора – богиня растительного мира и т.д.) а на Востоке?

На Востоке в большинстве религий – Боги – часть природы.

Например Япония. Японские божества не имели людского облика, а воплощались в саму природу – в солнце, месяц, горы, реки, цветы, деревья. СИНТОИЗМ, исконная религия японцев. Слово «синто» («путь богов») – китайского происхождения. Как система верований и обрядов синтоизм не уступает по древности христианству. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы, что характерно для примитивного этапа развития всех культур. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Конфуцианство было ввезено в Японию из Китая в начале 5 в. н.э. Под его влиянием начал бурно развиваться (а возможно даже возник) синтоистский культ предков и сформировался аристократический нравственный кодекс, влиявший на политическую и общественную жизнь Японии на протяжение всей ее истории. Буддизм появился в Японии в середине 6 в. н.э. Из него синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

 В странах восточной культуры люди высоко дисциплинированы и считают себя кому-то обязанными. Например, в Китае и Японии – 4 типа власти – политическая (государственная, провинциальная, местные органы власти), родовая (культ предков, рода, главы семейства), религиозная (подземные и небесные силы), власть мужчины (для женщин).

Итак, мы выяснили о культе обязанностей в Восточной культуре. А что же в Западной культуре? Человек всегда стремился к свободе: свободе творчества, мировосприятия, личной свободе и т.д.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ – ПУНКТЫ ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ

4.4. Выполняется физразминка – асаны из йоги.

Как вы думаете, почему подобные направления как восточные единоборства, йога, другие гимнастики сформировались в восточной культуре? (Люди стремились к совершенству, к гармонии души и тела, основное назначение восточных гимнастик – развитие совершенного гармоничного человека)

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ – ПУНКТ ПЯТЫЙ

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Итог – таблица на доске и в тетрадях.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ - У нас осталась одна характеристика для культур, найдем ей достойное место в нашей таблице. «Создание вечных культурных ценностей, стремление к красоте, совершенству…»


Таблица

  Культура Запада Культура Востока
1 Движется вперед рывками и каждый рывок сопровождается крахом старой системы Развитие культуры происходит по общей прямой. Все новое органично вплетается в старое без разрушения.
2 Человек – мера всех вещей Природа – мера всех вещей
3 Боги – властелины природы Боги – часть природы
4 Люди больше всего ценят свободу Люди считают себя кому-то обязанными
5 Свое несовершенство люди компенсируют созданием разнообразных механизмов Усовершенствование души и тела (боевые искусства, йога)
6

Создание вечных культурных ценностей, стремление к красоте, совершенству

 

 

7. ИТОГИ УРОКА

В одном архитектурном ансамбле умело сочетались разные культуры. Вернемся к эпиграфу нашего урока, а теперь вы согласны с высказыванием Киплинга? (мнение учащихся)

 

8.РЕФЛЕКСИЯ

Мы цель создания, мы смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне - вправленный алмаз. 

                                                                      Омар Хайям

 

Поэзия и литература Востока насыщена глубокой философией жизни, несет в себе воспитательную функцию, направлена на внутреннее созерцание, на гармоническое развитие личности. 

Восточная притча.

«Когда-то давно старый мудрец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Мальчик, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый мудрец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»

                                              

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать синквейн по теме «Диалоги двух Культур»











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: