Подведение итогов урока

Год – 6 «Г» класс

Предмет: рисунок, 4 часа

Тема: «Рисунок головы Сократа»

Цели и задачи урока:

Цель: уметь выполнять конструктивное построение головы Сократа с учетом характерных особенностей модели и анатомического строения.

Задание: выполнить конструктивное построение головы Сократа с учетом характерных особенностей модели и анатомического строения.

План занятия

1. Беседа по теме (10 мин.)

2. Выполнение наброска (определяем место и ракурс расположения гипсовой головы на формате, с легкой светотеневой проработкой).

3. Работа на большом формате, набросок гипсовой головы (наклон, разворот, освещенность)

https://www.youtube.com/watch?v=ujCM_I-ERD4&t=2455s

 

Ход занятия:

1. Беседа по теме:

Рисунок гипсовой головы — важная часть учебной программы по академическому рисунку. Методически последовательная работа с неподвижной натурной моделью формирует понимание конструктивного и анатомического строения человеческой головы и готовит к изображению живой натуры. Рассмотрим основные принципы и этапы построения и изображения человеческой головы на примере гипсового скульптурного портрета, который предлагают в качестве экзаменационного задания по рисунку ведущие архитектурные и художественные институты. Модель гипсовой головы Сократа для рисования выбрана по нескольким причинам, в первую очередь потому, что портрет философа достаточно насыщен деталями, здесь четко прослеживаются анатомические особенности человеческого черепа, по которым определяют необходимые для верного построения всего изображения внутренние точки опоры. Изображение гипсовой головы предполагает длительную и многоэтапную работу, которую необходимо вести с соблюдением определенной методической последовательности, чтобы не потеряться в деталях. Если нарушить порядок работы над рисунком, велика вероятность неудачи, ведь в этом случае многие допущенные ошибки станут очевидными слишком поздно, а их исправление займет слишком много времени. Важно помнить: недостаточно тщательно и достоверно перерисовать то, что находится непосредственно перед глазами — изображая человеческую голову нужно, в буквальном смысле слова, уметь видеть ее насквозь. Таким образом, без серьезного предварительного анализа конструктивных и анатомических особенностей и методически верного построения с применением внутренних опорных точек нарисовать голову правильно не получится. Важнейший логический принцип, от которого нельзя отступать при работе над гипсовой головой, — продвижение от общего к частному, а затем от частного к общему.


2. Выполнение наброска (определяем место и ракурс расположения гипсовой головы на формате, с легкой светотеневой проработкой).

1. Начинаем рисовать легкими линиями, не давим на карандаш.
Вначале размечаем композицию на листе. Композиция должна быть сразу же в пропорциях и в характере, иначе в процессе изменений и уточнений пропорций, наклона и т.д. она может сильно измениться;
В любом случае, если вы сразу определяете, что для вас в композиции листа важно, где «центр», то и при небольших изменениях она никогда не проиграет.

2. Фон для гипсовой головы, необходимо брать темнее освещённых её частей и светлее частей, находящихся в тени. Для ярко освещённой головы лучше всего ровный серый фон: около её светлых поверхностей он будет казаться темнее, а у тёмных мест - светлее. Этот оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве.

3. Для первых рисунков, голову принято помещать на такой высоте, чтобы уровень глаз начинающих рисовать, находился на линии глаз модели.

4. Одним из главных условий работы, является сохранение в процессе рисования, положения натуры и постоянной точки зрения на неё. Поэтому, следите за тем, чтобы от движения головы или туловища рисующего не изменилась точка зрения или линия горизонта.

5. Не следует садиться не слишком близко, ни слишком далеко от модели. Наилучшим является расстояние, равное тройной величине модели по вертикали. Такое расстояние позволит следить за общим построением и хорошо видеть детали.

6. Приступая к рисунку гипсовой головы, нужно иметь в виду, что изображаемая условно без торса, она не имеет тех внешних точек опоры, при помощи которых обычно строятся предметы, непосредственно расположенные на плоскости, например на столе или подставке. Табуретка, стоящая на полу, или ваза на столе рисуются от нижнего основания, то есть от внешних точек опоры на плоскости.

7. Голова, изображаемая в пространстве, сама по себе, не соприкасающаяся ни с какой поверхностью, нуждается в особом приёме построения - использовании собственных внутренних точек опоры. Эти внутренние опорные точки, дают возможность строить голову в любом повороте и наклоне.

8. Вначале, положение головы и шеи в фас, при отсутствии внешних опорных точек, определяется с помощью вертикали и горизонтали: намечается линия от середины лба до середины подбородка, проводятся также линии, определяющие направления глаз и других, размещающихся параллельно им форм.

9. Определив соотношение высоты и ширины модели, следует обозначить её общий овал и положение шеи, затем наметить основной объём головы, отделяя для этого лицевую поверхность головы, от поверхностей, идущих к затылку. На этом общем объёме головы, можно более точно определить положение и пропорции отдельных частей(рис.2).

10. Намечая основные части лица: расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, сравнивайте их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. С каждой вновь вводимой деталью, увеличивается количество сравниваемых величин, поэтому очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика, переделывать рисунок заново.

11. Так, например, если уменьшить нижнюю половину головы по отношению к верхней, то на ней невозможно будет правильно разместить соответствующие части, нельзя определить расстояние между носом, губами, подбородком, установить их пропорции.

12. Переносица, расположенная в центре всех форм, является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг.

13. Форма головы ограничивается прямыми и кривыми поверхностями. Перспективно сокращаясь и соприкасаясь друг с другом, они являются объёмной основой рисунка, без которой всякая, даже отлично оттушёванная голова, несмотря на правильно взятые светотеневые отношения, будет казаться пухлой или плоской. Задача рисующего заключается в том, чтобы найти эти поверхности, из которых, каждая занимает только ей свойственное положение. Определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге - это и есть построение объёма на плоскости листа.

14. Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой, на первых порах, упрощённости и резкости в их трактовке. При обучении рисованию понимание правильного объёма головы, характера её основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех её частей, несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей - бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны начинающие рисовать. Необходимо помнить, что в объёмном построении головы нужно идти таким же путём, каким идёт скульптор, который не имеет возможности начать свою работу ни с контура, ни с деталей, а начинает непременно с больших поверхностей, образующих данный объём.




Подведение итогов урока

Контрольные вопросы:

1. С чего начинается построение гипсовой головы?

2. Как выполняется построение носа и глаз?

3. Как выполняется светотеневая обработка гипсовой головы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: