Г. Общемосковское собрание писателей. Пастернак публично заявляет о своем несогласии с директивными статьями «Правды»

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

Изучите биографию, ответьте на вопросы:

1. Кем мог бы стать Пастернак, если бы не победила любовь к поэзии?

2. Какая книга сделала поэта известным?

3. Какие поступки Пастернака были вызывающими с точки зрения норм того времени? О чем они свидетельствуют?

4. В чем обвиняло поэта советское общество?

5. Какую книгу Пастернака запретили издавать на родине на 30 лет?

6. Какова реакция советского общества на присужденную писателю Нобелевскую премию?

7. Какова плата за возможность остаться на родине?

Вот два высказывания о Пастернаке. Первое – писателя В. Шаламова, второе – выдержка из резолюции общего собрания писателей Москвы, состоявшегося 31 октября 1958 года:

1. «Русская интеллигенция искала у него решения всех вопросов времени, гордилась его нравственной твердостью, его творческой силой. Я всегда считал, что должны быть люди, наши современники, которым мы могли верить, чей нравственный авторитет был безграничен. Тогда нам легче жить, легче сохранять веру в человека».

2. «Что делать Пастернаку в пределах советской страны? Кому он нужен? Чьи мысли он выражает? Не следует ли этому внутреннему эмигранту стать эмигрантом действительным? Пусть незавидная судьба эмигранта-космополита, предавшего интересы Родины, будет ему уделом!.. Ни один честный человек, ни один писатель, - все, кому дороги идеалы прогресса, не подадут ему руки, - как человеку, предавшему Родину и её народ!»

Кто же Пастернак – предатель Родины или совесть эпохи, её нравственный авторитет? В этом нам и предстоит разобраться на сегодняшнем уроке.

 

Борис Леонидович Пастернак родился 30 января 1890 года в Москве. В известного художника Леонида Осиповича Пастернака, академика, профессора Училища живописи, и известной пианистки Розалии Исидоровны Кауфман. В доме родителей собирался цвет русской творческой интеллигенции. Среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую связь творчества Пастернака с русской культурной традицией. Борис Леонидович вспоминал, как ребенком часто просыпался от волшебной музыки, звучащей в доме. Как часто няня приводила его к гостям – хорошо знакомому беловласому Льву Николаевичу Толстому и обворожительно играющему Скрябину.

В Московскую пятую гимназию в 1901 году Борис был принят сразу во второй класс. Он блестяще учился. Берёт уроки музыки у профессоров консерватории. За шесть лет занятий юноша Пастернак достиг столь многого, все близкие были убеждены: он станет композитором. Но в 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, а через год перешёл на философское отделение историко-филологического факультета, которое и окончил в 1913 году.

С целью совершенствования в философской науке в 1912 году Пастернак едет в Германию, в течение летнего семестра занимается в Марбургском университете. Достигает больших высот в этой науке. Но поэзия оказывается сильнее всех увлечений, она становится неотъемлемой частью его жизни. Свою первую книжку стихов «Близнец в тучах» он выпустил в 1914 году.

Молодой поэт примкнул к одной из футуристических группировок под названием «Центрифуга», в 1914г. знакомится с В.Маяковским, личность которого произвела на Пастернака огромное впечатление. Но вскоре Пастернак задумывается о необходимости самостоятельного пути и расходится с футуристами во взглядах на искусство: «Современные течения вообразили, что искусство как фонтан, тогда как оно - губка». Эти мысли поэта подтверждаются творчеством.

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.

 

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.(«Весна»)

 

После выхода книги «Сестра моя – жизнь» в 1922 году о Пастернаке заговорили как о крупнейшем поэте современности. А летом 1934 года на I Всесоюзном съезде писателей Пастернаку отведено значительное место, он избран членом правления Союза писателей. Его выдвигали на первый план, и поэт переживает острый период «борений с самим собой», чувствуя фальшивость этой ситуации. («Быть знаменитым некрасиво»)

И Пастернак сделал свой нравственный выбор: «В эти страшные и кровавые годы мог быть арестован каждый, и я хочу по-обывательски радоваться, что я цел, а другой – нет. Нужно, чтобы кто-нибудь скорбел, носил траур, переживал жизнь трагически, нужен человек – носитель этого трагизма». Бессонницы кончились. Решение привело поэта к общественным поступкам, которые представлялись немыслимыми с точки зрения тогдашних норм социального поведения:

 

1934 г. Арестован О.Мандельштам за стихи о Сталине – Пастернак вступился за поэта, обратившись К Бухарину с просьбой. Гибель Мандельштама отсрочена на несколько лет.

Из воспоминаний Э.Герштейн: «Осенью А.Ахматова неожиданно появилась в Москве, пришла ко мне, произнося вместо приветствия только одну фразу: «Они арестованы». Они – это её муж Николай Пунин и сын Лев Гумилёв. Через два дня Ахматова сообщила, что они дома. Потом…рассказывала, что Сталину были написаны 2 письма, одно написала она сама, второе – от Пастернака».

По свидетельству вдовы Бухарина, Лариной, «в дни тяжёлых предарестных событий» вдруг в газетах сообщили, что дело Бухарина прекращено. Николай Иванович получил поздравительные телеграммы – одну от Ромена Роллана и поздравительное письмо от Пастернака. Когда же во второй половине января 37-го года стало ясно, что дела Николая Ивановича совсем плохи, Пастернак вновь прислал коротенькое письмо, в котором писал, что «никакие силы не заставят поверить в предательство Бухарина».

 

Московские писатели собирали подписи к воззванию, в котором выражалось требование расстрелять М.Тухачевского – Пастернак отказался подписывать эту бумагу.

 

г. Общемосковское собрание писателей. Пастернак публично заявляет о своем несогласии с директивными статьями «Правды».

С этого года тон печати по отношению к Пастернаку резко изменился. Ему выдвинули недвусмысленные угрожающие политические обвинения. «Именно в 36-ом году… единение со временем перешло в сопротивление ему, которое я не скрывал», - писал Пастернак. В разгар травли М. Зощенко он не скрывал своих симпатий к опальному писателю.

30-е годы были не только временем определения своей гражданской позиции, Пастернак ищет основу своей творческой эстетики, и итогом поисков, своеобразным манифестом явилось стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

 

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

 

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

 

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

 

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

 

Я вывел бы ее закон,

Ее начало,

И повторял ее имен

Инициалы.

 

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

 

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

 

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

 

Достигнутого торжества

Игра и мука -

Натянутая тетива

Тугого лука.

 

В предвоенное десятилетие Пастернака мало печатают, наступил долгий (10 лет) и мучительный антракт. Остаётся заниматься переводами. Так он открыл нам Шекспира, «Фауста» Гёте, стихи венгерского поэта Петефи, грузинских поэтов.

Во время Великой Отечественной войны рвался ехать на фронт. В 1943 г. в составе писательской бригады Пастернак побывал на Орловском фронте. Радость Победы возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Пастернак начинает работать над прозаическим произведением – романом. Замысел был масштабный – дать «исторический образ России за последнее сорокапятилетие».

В 1947 г. газета «Культура и жизнь» публикует статью А.Суркова «О поэзии Б. Пастернака», где поэта обвиняют в клевете на советскую действительность. Начинается травля. Пастернак, презирая прямую опасность, работает над книгой, читает друзьям готовые фрагменты, пишет стихотворения Юрия Живаго, составившие последнюю,17-ую часть романа. Писатель переживает творческий взлёт. И вот в декабре 1955года Пастернак пишет В.Шаламову: «Я окончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога».

Но ни один советский журнал не взялся опубликовать книгу. Издание её на родине запрещается более чем на 30 лет. Измученный писатель даёт согласие на публикацию романа в Италии. В ноябре 1957г. «Доктор Живаго» вышел в свет и сразу же приобрёл мировую известность.

23 октября 1958 года Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен» - таков текст ответной телеграммы поэта.

 

И сразу же началась разнузданная травля на уничтожение, которую направляли идеологические главари из ЦК партии, КГБ и Союза писателей. В конце октября состоялось общее собрание московских писателей с целью одобрить постановление об исключении Пастернака из Союза советских писателей, лишить вопрос о лишении его советского гражданства.

 

Из газет того времени: «Литературная газета», 25 октября 1958 г.: «Пастернак... получил тридцать сребреников... злобствующий литературный сноб... Воскресший Иуда...»

Плакаты на демонстрации студентов Литинститута: «Иуда - вон из СССР!»

«Нобель перевернулся бы в гробу, если б узнал, кому пошли его денежки...»

«...Доктор Живаго - плевок в наш народ...»

«...Народ не знал Пастернака как писателя... Он узнал его как предателя...»

«Есть хорошая русская пословица: «Собачьего нрава не изменишь!» Самое

правильное - убрать его из нашей страны поскорее».

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

 

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.

 

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

 

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора -

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

(«Нобелевская премия»)

 

Понимая, что его выдавливают за границу, Пастернак пишет письмо Н.Хрущеву: «Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы… вне её. Выезд за пределы моей родины для меня равносилен смерти». И Пастернак отказался от премии. Все издания его переводов остановлены. Такова была плата за разрешение остаться на родине.

(Можно сказать учащимся, что 9 декабря 1989 года на торжественном приёме в Шведской академии в присутствии нобелевских лауреатов, послов Швеции и СССР секретарь академии передал сыну Б.Л.Пастернака Нобелевскую медаль Бориса Пастернака. Он прочёл обе телеграммы, посланные Борисом Пастернаком 23 и 29 октября 1958 года, и сказал, что Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и по прошествии тридцати одного года вручает его медаль сыну, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых.)

Силы писателя были подорваны. Нарастали боли в спине. С середины апреля1960г. Пастернак понял, что болезнь неизлечима. «Жизнь была хорошая» — его слова, когда он лежал в Переделкине и неоткуда было ждать помощи: «скорая» не выезжала за пределы Москвы, а в правительственные и писательские больницы его больше не брали. «Я все сделал, что хотел». «Если умирают так, то это совсем не страшно»,— говорил он за три дня до смерти, после того, как очередное переливание крови ненадолго придало ему сил. И даже после трагических признаний последних дней — о том, что его победила всемирная пошлость,— за несколько секунд до смерти он сказал жене: «Рад». С этим словом и ушел, в полном сознании, 30 мая 1960 года. Похоронен в Переделкине.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: