Искусство Средних веков

Средневековая Европа оставила великие памятники художественной культуры. Европейские города украшают многочисленные памятники архитектуры (соборы, монастырские ансамбли, замки, ратуши и т.д.) романского и готического стилей. Замечательные произведения фресковой и станковой живописи составляют славу многих музеев. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниатюры. Величайшую художественную ценность представляют произведения средневековой литературы - рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и непревзойденное творчество Данте Алигьери, последнего поэта Средневековья и первого поэта эпохи Возрождения. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно. Она имела темные и светлые стороны, несла в себе прогрессивные и реакционные явления, но, безусловно, была важной ступенью развития мировой культуры.

В 395 году Римская империя распалась на Западную и Восточную. Судьба этих государств сложилась по-разному. Кризис рабовладельческого общества, сопровождавшийся вторжением варваров (Великое переселение народов), привел в конце V столетия к гибели Западной Римской империи, в то время как восточная часть империи, которую в меньшей мере коснулись варварские вторжения, сохранилась как государство. Впоследствии в результате длительного развития, на его основе сложилась могущественная феодальная империя – Византия, просуществовавшая свыше тысячи лет и павшая в 1453 году под натиском турок. На территории западной части в это время расцветали средневековые королевства, складывались национальные государства разных племен.

В искусстве время средневековья охватывает почти тысячу лет: от конца античности в конце V века до начала эпохи Возрождения в XIV веке.

Термин «средние века» в 15 веке ввели итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Это время отделяющее Новое от классической древности (античности).

Средневековая культура заложила основы культурной общности Европы, тогда сложились современные европейские языки, новые государства, открыты новые земли. Средневековая культура сложилась на основе синтеза (объединения) античности, христианства и духовного развития германских племен.

Главную роль сыграло христианство. Важной чертой является теоцентризм (господство религиозного мировоззрения), вера в Бога Творца и приход Спасителя.  Человек в этом мировоззрении - раб Божий, испытывает страх перед наказанием за свои грехи, стремится к покаянию и пострижению в монахи. Создано учение о начале и конце мира, о греховности человека и Страшном суде. Мир делится на две части Земной и Небесный. Из этого исходила символика средневекового искусства - скрытый смысл реальных предметов и явлений. В человеке тоже два начала - тело и душа. Душа первенствует над телом. Усмирение плоти - высшая добродетель, идеалом человека были монахи, аскеты. Христианство отвергало античную художественную культуру. В греческих и римских статуях оно видело язычество, которое надо уничтожать. Главной задачей искусства становится воплощение божественного, незримого, духовного мира.

Богословие оказало сильнейшее воздействие на изобразительное искусство. Искусство должно было воплотить в зримых образах схему мироздания, которая была построена на противопоставлении небес и ада, добра и зла. В своих произведениях художники не стремились создать иллюзию реального мира, не искали правдоподобия фигур и достоверности их окружения. У зрителя должно было остаться впечатление неземного, божественного события.

Реальные формы обесцениваются, лишаются материальности, утрачивают пространственность и связь со временем, превращаются в символы того, что лежит за пределами земного существования. Отсюда акцент на духовной жизни, а не земной. Отказ от передачи пространственной глубины и объема в изображении. Подчинение всех изображений строгой системе иерархии, созданной богословием. Это представление определило также архитектурный тип и систему декора христианских храмов, задуманных как символический образ мироздания. Создание таких храмов потребовало развитие монументальных форм искусства и синтеза его различных видов (архитектуры, скульптуры, живописи). Символика и повествование изображений воздействовали на посетителей храма, рассказывая о главных учениях церкви, будучи своеобразной «Библией для неграмотных» дававшей самому широкому кругу прихожан знакомство с сюжетами Священного писания.

Наконец, для искусства этого времени характерна любовь ко всему фантастическому, необычайному. Особенно изображение всевозможных фантастических существ, которых на все лады сочетаются формы зверей, птиц, человека. Во многом, это пережитки народных представлений эпохи варварства.

Все искусство этого времени подчинено религиозному культу, воспроизводило образы не реального, а потустороннего мира. Искусство не выражало радость земного бытия, оно располагало к глубокому размышлению и молитве. Передавало типичное, общее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: