Из инструкции Адмиралтейств-коллегии В. Берингу об исследовании побережья Америки и поисках пути в Японию (1733)

«На тех судах, на одном вам, капитану-командору Берингу, а на другом капитану Чирикову, следовать, не разлучаясь, обоим и в том следовании искать американских берегов и островов с крайнею прилежностию и старанием … и когда самые американские берега там, как чается, найдете, то на оных побывать и разведать подлинно, какие на них народы, и как то место называют.... И учиняя то и разведав, с верным обстоятельством поставить все на карту и потом идти для такого же разведывания подле тех берегов, сколько время и возможность допустит по своему рассмотрению… И возвращаясь к Камчатке, осматривать иных новых земель или островов и содержать себя во всякой опасности, чтоб не впасть в какие руки и не показать им к себе пути…»

 

В 1733–1743 гг. Петербургской академией наук была организована экспедиция по Сибири и Дальнему Востоку исследователями И.Г. Гмелиным, Г.Ф. Миллером, С.П. Крашенинниковым и др. Научным результатом стало издание трудов И.Г. Гмелина «Флора Сибири», С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки», Г.Ф. Миллера «Описание Сибирского царства». В 1745 г. был издан «Атлас Российский» — первое полное собрание карт территории Россий­ской империи.

Из «Описания земли Камчатка»
С.П. Крашенинникова

«В камчатском житье, как в крестьянстве, в разные времена и работа бывает различная. Летнее время мужчины трудятся в ловле рыбы, в сушении её, в перевозке от моря на свои жилища, в припасе собакам корму, костей и кислой рыбы; а женщины между тем чистят изловленную рыбу, пластают, а иногда и в ловле мужьям способствуют. Излишнее время употребляют они на собирание разных трав, кореньев и ягод не только в пищу, но и в лекарства: делают сладкую траву, которую прежде только на пищу, а ныне и для сидения вина употребляют, готовят кипрей и траву, из которой плетут ковры свои, епанчи, мешочки и другие домашние мелочи, и все как съестные, так и другие припасы имеют на руках своих.»

 

185

3. Литература и общественно-политическая мысль. В середине и второй половине XVIII в. литература была представлена следующими тремя направлениями.

1. Классицизм. Его характерными чертами было пафосное ото­бражение национальной государственности и абсолютной монархии. Представителями этого направления были В.К. Тредиаковский, которому принадлежат многочисленные оды, сонеты, лирические песни, а также А.П. Сумароков — автор множества стихотворений, басен, комедий, трагедий. Основным лейтмотивом его творчества стали проблемы гражданского долга. Наиболее выдающимся поэтом классического стиля был Г.Р. Державин, широкую известность которому принесла его ода «Фелиция», посвящённая Екатерине II, а также его лирические произведения.

2. Реализм.Элементы этого направления стали складываться только в конце XVIII в. Прежде всего они отразились в творчестве Д.И. Фонвизина, в его комедиях «Бригадир» и «Недоросль».

3. Сентиментализм. Приверженцы данного направления объявили в своих произведениях доминантой человеческой природы не разум, а чувство. Путь к идеальной личности они искали в высвобождении и совершенствовании чувств. В русской литературе самым значительным сочинением сентиментального жанра стала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Представителем просветительской мысли в России был Н.И. Новиков, крупный издатель, выпускавший сатирические журналы «Трутень» и «Живописец». Он критиковал пороки, порождённые феодально-крепостнической системой, вступал в полемику с самой Екатериной II. Будучи членом масонской ложи, он тайно издавал масонские книги. В 1792 г. Н.И. Новикова арестовали, а его журнально-книжное дело было подвергнуто разорению.

Из журнала «Трутень»
Н.И. Новикова

Придворная [служба] всех покойнее и была бы легче всех, ежели бы не надлежало знать наизусть науку притворства гораздо в вышнем степене, нежели сколько должно знать её актёру: тот притворно входит в разные страсти временно; а сей беспрестанно то же делает... Придворный человек всем льстит, говорит не то, что думает, кажется всем ласков и снисходителен, хотя и чрезвычайно надут гордостию. Всех обнадеживает, и тогда же позабывает; всем обещает, и никому не держит слова; не имеет истинных друзей, но имеет льстецов; а сам также льстит и угождает случайным людям. Кажется охотником до того, от чего имеет отвращение. Хвалит с улыбкою тогда, когда внутренно терзается завистию. В случае нужды никого не щадит, жертвует всем для снискания своего счастия; а иногда, полно, не забывает ли и человечество! Ничего не делает, а показывает, будто отягощен делами: словом, говорит и делает почти всегда противу своего желания; а часто и противу здравого рассудка.

Новогодние пожелания



Вельможам

Будьте любимы вам подчинёнными и простым народом. Располагайте свои поступки и дела так, чтобы они почитали вас предстателями в их нуждах и заступниками, а не считали бы вас тиранами, отъемлющими их благоденствие тогда, когда с престола истины щедроты на них реками изливаются. Будьте добродетельны, тогда вы бедных утеснять не помыслите… и пекитеся о благосостоянии их больше, нежели о своём. Не слушайте льстецов.... Они вам говорят, что вы добродетельны. Лгут они сами за глаза, больше других поносят... Убегайте их, они яд, они желчь, наполняющий горестию сладкую вашу жизнь.

Будьте сами судиями своих поступок: весьте свои дела на весах беспристрастия, вы увидите, сколь они бесстыдны и сколько вы обманываетесь. <…>

Бедным

Добродетелей, приличных их состоянию, и чтобы знатные их не угнетали: вот их счастие!

Поселянам

Я желаю, чтобы ваши помещики были ваши отцы, а вы их дети. Желаю вам сил телесных, здравия и трудолюбия. Имея сие, вы будете счастливы. А счастие ваше руководствует ко благосостоянию всего государства.

 

Идеологом дворянства, сторонником монархии и сохранения крепостного права был талантливый публицист и историк М.М. Щербатов. Он, однако, критиковал деятельность Екатерины II, обвинял её в деспотизме и безнравственности. Его памфлет «О повреждении нравов в России» впервые был опубликован только в 1858 г. Герценом и использован для подрыва авторитета самодержавия.

Особое место в истории общественно-политической мысли занимает А.Н. Радищев, который в главном своём произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» не только подверг критике феодально-крепостническую систему страны, но и высказался за её ликвидацию революционным путём. И хотя его взгляды не встретили сочувствия у современников, идеи и личность А.Н. Радищева были весьма почитаемы многими поколениями отечественных революционеров.

Из «Путешествия из Петербурга в Москву»
А.Н. Радищева

«Вольные люди, ничего не преступившие, в оковах, продаются как скоты! О законы! Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге! Не явное ли се вам посмеяние? Но паче еще того посмеяние священного имени вольности. О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгну лися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую: я зрю сквозь целое столетие.»

 

186

4. Архитектура и скульптура. Архитектура России в XVIII в. получила новое развитие. До середины века господствующее положение занимал архитектурный стиль барокко (итал. barocco — причудливый, странный), характерными чертами которого были монументальность и пышность построек, достигавшаяся за счёт изогнутых и причудливых линий фасада, обилия колонн и лепных украшений, овальных и круглых окон. Ведущим мастером барокко был Ф.Б. Растрелли, по его проектам были возведены Смольный монастырь (1748–1762, достроен в 1835 г.) и Зимний дворец (1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757).

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.
Архитектор Д.И. Трезини. 1712–1733 гг.

Здание Двенадцати коллегий. Архитектор Д.И. Трезини. 1722–1742 гг.

Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге.
Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1748–1835 гг.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1757–1762 гг.

Екатерининский дворец в Царском Селе.
Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752–1757 гг.

Большой дворец в Петергофе

Танцевальный зал в Петергофе

Собор Смольного монастыря в Петербурге







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: