Число дыхательных движений после энергичных движений за 1 минуту

Дыхательная проба с задержкой дыхания.

Цель: - изучение влияния степени насыщения крови кислородом на процессе дыхания. Студенты работают парами используя секундомер или секундную стрелку часов.

1. Проведите задержку дыхания на уровне максимального вдоха, а затем на уровне максимального выдоха. Полученные данные занесите в таблицу №1.

2. - Совершите 5 глубоких вдохов и выдохов с целью создания состояния гипервентиляции. После гипервентиляции проведите задержку дыхания на максимальном вдохе.

- Совершите вновь 5 глубоких вдохов и выдохов и задержите дыхание на максимальном выдохе. Полученные результаты занесите в таблицу.

 

Виды задержки дыхания Время (сек)
  Задержка дыхания на максимальном вдохе  
  Задержка дыхания на максимальном выдохе  
  Задержка дыхания после гипервентиляции на максимальном вдохе  
  Задержка дыхания после гипервентиляции на максимальном выдохе  

Таблица № 1

Проверьте анализ полученных данных, подготовьте вывод. В выводе ответьте на вопросы:а) Разность задержки дыхания на вдохе и выдохе, чем обусловлена эта разность.

б) Разность задержки на вдохе в обычных условиях и после гипервентиляции, а также на выдохе. Чем обусловлена разность этих величин? Объясните с физиологической точки зрения.

Задание 2:

Определение дыхательных объёмов.

1. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЁЛ) методом спирометрии с использованием крыльчатого спирометра:

а) Обработайте мундштук спирометра дез. раствором

б) Установите стрелку на шкале спирометра на отметку «О» - ноль

в) Совершите глубокий вдох, а затем выдох в мундштук спирометра

г) Посмотрите полученный результат.

2. Используя результаты ЖЁЛ расчётным путём определите резервный вдох, резервный выдох. Результаты занесите в таблицу №2.

 

ЖЁЛ Дыхательный объём Резервный вдох Резервный выдох
       

Дыхательный объём определяется спирометрическим методом:

Испытуемый должен сделать три спокойных выдоха в спирометр после трёх спокойных вдохов. Показания спирометра разделить на число выдохов.

Резервный вдох и выдох определите расчётно исходя из формулы:

ЖЁЛ = ДО + РВДОХ + РВЫДОХ.

Полученные результаты сравните с нормой.

Определите зависимость между дыхательными объёмами и временем задержки дыхания.

Задание 3:

Изменение функционального состояния дыхания. Функциональная система дыхания.

1. Определите частоту дыхания в состоянии покоя за 1 минуту

2. Определите частоту дыхания после физической нагрузки (20 ти приседаний)

3. Определите частоту дыхания через 5 минут. Все данные занесите в таблицу №3.

ЧД в покое ЧД после нагрузки ЧД через 5 минут
     

Задание 4:

Задание 4: Определение частоты дыхания.
Ход работы.
1) Пронаблюдайте за движениями своей грудной клетки.

2) Сосчитайте, сколько дыхательных движений вы делаете в течение 1 минуты сидя, после 10 приседаний.

3) Объясните разницу полученных данных и запишите вывод.

Задание 5:

Ход работы:

1.Положите руку на грудную клетку и по сигналу учителя с помощью часов подсчитайте число дыхательных движений за 1 минуту. Результаты занесите в таблицу. 2. Встаньте и по сигналу учителя сделайте 10 энергичных рывков руками (5 одной, 5 другой), 5 прыжков на одной и 5 на другой ноге.

3. Быстро сядьте и сосчитайте число дых. движений за 1 минуту сразу после нагрузки, затем спустя 30 секунд, 60 секунд, 90 секунд, 120 секунд, 150 секунд.

Результаты запишите и сделайте вывод.



Число дыхательных движений в спокойном состоянии за 1 мин

Число дыхательных движений после энергичных движений за 1 минуту

 

Сразу после нагрузки

 

Спустя 30 минут

 

Спустя 60 минут

 

Спустя 90 минут

 

Спустя 120 минут

 

Спустя 150 минут

 

Примечание: В норме при спокойном дыхании 17-22 раза. При физической нагрузке 24-28 раз.

ВЫВОД:

1. Сравните количество вдохов в спокойном состоянии и после физической нагрузки.

 2. Почему увеличивается количество вдохов после физической нагрузки?

3. Почему количество дыхательных движений со временем восстанавливается?

 

В конце практической работы сделайте вывод по следующим вопросам:

1. Дыхание –____________________

 2. Кислород, как окислитель______________________

3. Воздух при дыхании проходит через__________________________

. 4. Органы дыхания участвуют в ______________________________
5. Наиболее распространены заболевания дыхательных путей – это________

 6. Значительный вред приносит органам дыхания______________________

7. Предотвратить тяжелые болезни могут прививки против них и _________________________________________________________________??

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ!

2.После выполнения практической работы Вы выполняете контрольную работу по теме:Дыхание, по вариантам, как сидитев учебной аудитории!

Задания контрольной работы:


Вариант 1

Часть A (только один правильный ответ)
A1. Самые мелкие бронхиолы заканчиваются:

1) ацинусами; 3) воздушным мешком;
2) альвеолами; 4) парабронхами.

A2. Почему врачи рекомендуют делать вдох через нос, а не рот?
1) благодаря эпителию носовой полости задерживается большее число микроорганизмов;
2) в носовой полости воздух лучше увлажняется;
3) через нос в легкие поступает большее количество кислорода;
4) вдох и выдох легче сделать через нос.

A3. В каком отделе мозга расположен дыхательный центр?

1) продолговатый мозг; 3) средний мозг;
2) промежуточный мозг; 4) спинной мозг.

A4. Максимальный выдох после максимального вдоха (в литрах) называют:
1) дыхательным объемом легких;
2) максимальной емкостью легких;
3) общей емкостью легких;
4) жизненной емкостью легких.

A5. Евстахиева труба открывается:
1) одним концом в носовую полость, другим — в пищевод;
2) одним концом в глотку, другим — в среднее ухо;
3) одним концом в гортань, другим — во внутреннее ухо;
4) одним концом в трахею, другим — в ротовую полость.

A6. Сколько кислорода содержится в выдыхаемом воздухе?
1) 12%; 2) 14%; 3) 16%; 4) 21%.

A7. Голосовые связки расположены в:

1) носовой полости; 3) гортани;
2) носоглотке; 4) трахее.

A8. Газообмен между альвеолами и кровью происходит благодаря разности:
1) между давлением в альвеолах и легких в целом;
2) между давлением каждого газа в альвеолах и в крови;
3) между давлением в альвеолах и концентрацией всех газов в крови;
4) между давлением в плевральной полости и в крови.

A9. Плевра, окружающая легкие, относится к:
1) поперечнополосатой мышечной ткани;
2) гладкой мышечной ткани;
3) соединительной ткани;
4) эпителиальной ткани.

A10. Какое вещество осуществляет гуморальную регуляцию дыхания?

1) глюкоза; 3) азот;
2) углекислый газ; 4) ионы калия.

A11. Особенностью клеток эпителия воздухоносных путей является наличие:
1) жгутиков; 2) ресничек; 3) ворсинок; 4) ложноножек.

A12. Надгортанник образован:

1) костной тканью; 3) эпителиальной тканью;
2) хрящевой тканью; 4) ретикулярной тканью.

A13. Какой газ служит основной причиной кессонной болезни у водолазов?
1) угарный газ; 2) углекислый газ; 3) кислород; 4) азот.

A14. Какие изменения происходят с голосовой щелью при переходе от молчания к разговору?
1) ее просвет расширяется;
2) ее просвет сужается;
3) ее просвет не изменяется;
4) ее просвет сначала расширяется, а потом сужается.

A15. Благодаря какому процессу кислород из легочных пузырьков поступает в кровь?

1) пассивный транспорт; 3) диффузия;
2) активный транспорт; 4) осмос.

Часть B
В задании B1 выберите три верных ответа из шести.
B1. Выберите признаки, характерные для легких человека:
1) снаружи покрыты плеврой из мышечной ткани;
2) правое легкое делится на три доли, левое — на две;
3) в плевральной полости — отрицательное давление;
4) кровеносные капилляры густо оплетают каждую бронхиолу;
5) внутрь каждого легкого входит бронх, который начинает сильно ветвиться;
6) газообмен происходит в тончайших бронхиолах.

При выполнении заданий B2 и B3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B2. Установите соответствие между особенностями строения и органами дыхательной системы, для которых они характерны.

ОСОБЕННОСТЬ   ОРГАН
А) соединяется с подъязычной костью   1) гортань
Б) содержит поперечнополосатые мышцы   2) трахея
В) содержит гладкие мышцы    
Г) хрящи представлены дугами, открытыми сзади    
Д) разделяется на два бронха    
Е) содержит голосовые связки    

B3. Установите соответствие между процессом и особенностями газообмена в легких и тканях организма человека.

ПРОЦЕСС   ГАЗООБМЕН
А) газы сначала поступают в межклеточную жидкость  

1) газообмен в легких

2) газообмен в тканях

Б) давление кислорода выше, чем в крови  
В) давление углекислого газа ниже, чем в крови    
Г) кислород выходит из капилляров    
Д) углекислый газ выходит из капилляров    

B4. Установите последовательность процессов, происходящих при вдохе человека:
1) в легкие поступает воздух;
2) грудная клетка увеличивается;
3) сокращаются наружные межреберные мышцы и диафрагма;
4) давление в легких падает;
5) в продолговатом мозге возникают нервные импульсы;
6) легкие расширяются.

Часть C
C1. Почему человек может произвольно задержать дыхание, а усилить работу желудка — нет?

C2. Почему хрящи трахеи имеют форму полукольца?

C3. Почему при подъеме в горы в крови человека через некоторое время увеличивается количество эритроцитов?













































Вариант 2

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А 1. К органам дыхания не относятся

1. Почки 2) легкие 3)бронхи 4)гортань

А 2. Легочные пузырьки, оплетенные густой сетью кровеносных капилляров называются

1. бронхами 2) трахеями 3) альвеолами 4) бронхиолами

А 3. Объем воздуха, который можно вдохнуть после спокойного выдоха носит название

1)резерв вдоха 2) резерв выдоха 3) остаточный объем 4)дыхательный объем

А 4. Самый крупный хрящ гортани

1. щитовидный 2) надгортанный 3) перстневидный 4) черпаловидный

А 5. Вверху гортань сообщается с

1. глоткой 2) трахеей 3) бронхами 4)носоглоткой

А 6. Хрящевые полукольца составляет основу скелета

1. трахеи 2) гортани 3) бронхиол 4)пищевода

А 7. При движении по воздухоносным путям воздух

1. согревается и отдает кислород 2) согревается, увлажняется и очищается

3)согревается, очищается и отдает кислород 4)очищается, принимает углекислый газ и согревается

А 8. Дыхательный центр находится в

1. продолговатом мозге 2) промежуточном мозге 3) коре больших полушарий

1. месте разветвления трахеи на бронхи

А 9. Жизненной емкостью легких называется

1. средний объем воздуха, вдыхаемый при спокойном вдохе

2. объём воздуха, остающийся в легких после самого глубокого выдоха

3. объём воздуха, вдыхаемый за одну минуту при максимальной физической нагрузке

4. максимальный объём воздуха, который можно выдохнуть после самого глубокого вдоха

А10. Тканевым дыханием называют газообмен между:

1. кровью и клетками тела 2) наружным воздухом и воздухом альвеол,

3)капиллярными сосудами крови и воздухом альвеол,

4)эритроцитами и плазмой крови в лёгочных капиллярах

А 11. Покрывает легкие снаружи:

A) легочная стенка.

B) плевра.

C) щитовидный хрящ.

D) диафрагма.

E) легочная сумка.

 

А.12 Соединение гемоглобина с кислородом называется

A) оксигемоглобин.

B) оксид золота.

C) фибриноген.

D) оксид водорода.

E) глобулин.

 

A13. Что необходимо сделать в первую очередь при оказании помощи человеку, получившему ранение грудной клетки?
1) наложить на рану бинт;
2) положить на рану клеенку или полиэтиленовый пакет;
3) туго забинтовать грудную клетку в положении выдоха;
4) обработать края раны перекисью водорода или йодом.

A14. Какой орган закрывает вход в дыхательную систему при глотании?

1) диафрагма; 3) хрящи трахеи;
2) надгортанник; 4) щитовидный хрящ.

A15. Какой газ в выдыхаемом воздухе содержится в наибольшем количестве?

1) углекислый газ; 3) азот;
2) кислород; 4) пары воды.

  Часть В:

В 1. Выберите три верных ответа из шести

В носовой полости вдыхаемый воздух

1. увлажняется 2) согревается 3)окисляется 4)обеззараживается

1. насыщается кислородом 6) насыщается оксидом углерода






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: