Закрепление гражданского общества в Конституции РФ

Слайд Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Слайд Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики, многие конкретные стороны политического режима.

Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека.

Однако гражданское общество нельзя представлять себе, как мир изолированных индивидов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.

Слайд Обычно в структуру гражданского общества включаются различные общественные объединения, в том числе партии, негосударственные институты собственности, труда, предпринимательства, воспитания, образования, культуры, средств массовой информации, церковь, семья и т.п.

Негосударственный характер этих институтов означает, что они:

а) представляют собой в основном сферу частных интересов людей;

б) основаны на горизонтальных связях, предполагающих юридическое равенство и договорные начала во взаимодействии формально независимых друг от друга людей;

в) действуют на основе принципов свободы, самоуправления и координации.

Разумеется, что степень и характер правового регулирования этих отношений существенно отличается от отношений в сфере государственного устройства. Если для системы государственных органов право является единственным нормативным регулятором, определяющим порядок их формирования и деятельности, то в регулировании организации и деятельности институтов гражданского общества право далеко не единственный, а порой и не основной источник. Поскольку и государственные институты, и институты гражданского общества составляют единый организм, т.е. общество, как совокупность исторически сложившейся на определенной территории формы деятельности людей, отношения в гражданском обществе не могут быть полностью освобождены от правового регулирования. Данные институты не способныдействовать изолированно друг от друга, и государство, как организация политической власти всего общества в общих интересах должно направлять и координировать деятельность всех негосударственных социальных структур. В зависимости от степени и методов такого управления со стороны государства можно судить о характере сложившегося в обществе политического режима (демократического, либерального, авторитарного, тоталитарного, и т.д.).

Слайд Как ядро правовой системы и база для текущего законодательства Конституция РФ фокусирует все элементы гражданского общества, при этом сам каркас этого общества отражен в Гл.1 «Основы конституционного строя». В то же время, проявление конкретных интересов гражданского общества реализуется через конституционные права и свободы человека (гражданина), отраженные в главе 2 Конституции РФ.

Слайд Ст. 2 в совокупности со ст. 18 Конституции РФ призвана показать, через провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, производный от интересов отдельного человека, а значит, всего гражданского общества характер государственной власти. Как это принято в любом демократическом государстве: государство находится на службе у человека, обеспечивает его частные интересы, а не наоборот, человек служит орудием осуществления политики государства.

Таким образом, ценность личности, на интересы и потребности которой ориентирована деятельность всех государственных и общественных институтов, является одним из важнейших устоев гражданского общества.

В свою очередь, обеспечить необходимый баланс между интересами каждого отдельного человека, гражданского общества и государства призвано право. Сами по себе институты гражданского общества действуют на основе саморегулирования и не нуждаются в правовой регламентации.

Как полагают А.В. Малько и В.В. Субочев: «Гражданское общество – сфера взаимоотношений между людьми, испытывающая на себе косвенное влияние правовых предписаний, находящаяся в русле его «дозволенностей» и «незапрещенностей» - полигон попыток осуществления законных интересов. Право здесь оставляет субъектам свободу усмотрения, которая находит свое практическое воплощение именно в актах реализации законных интересов».

Слайд Необходимость в правовой регламентации возникает, когда интересы гражданского общества пересекаются, либо с интересами государства, либо с интересами отдельной личности, либо, когда интересы одного института входят в орбиту интересов другого института гражданского общества. Вот поэтому, как в интересах гражданского общества, так и в интересах государства и отдельной личности соблюдать общие правила своего существования, которые зафиксированы в Конституции и законах.

Слайд Обязанность действовать в рамках Конституции и законов, это обязанность, в том числе, и объединений граждан (ч. 2. ст. 15 Конституции РФ), т.е. различных структур гражданского общества. Кроме устоев гражданского общества, обозначенных в Конституции РФ как ценность человека, его прав и свобод, и требования функционирования общества на основе Конституции и законов, содержательные аспекты модели гражданского общества проявляются, соответственно, в его социальной, экономической, политической и духовной сферах. Особенностью отражения в статьях 7, 8, 13, 14 Конституции РФ модели гражданского общества является то, что отражение это происходит там, в большей части не непосредственно, а через государство. Так, ст. 7 о социальном государстве, указывает на основные обязанности и функции государства по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека.

Данная норма ориентирована на:

1) поддержание общего, минимально необходимого для достойного уровня жизни человека, гарантированного государством;

2) поддержку государством тех слоев населения, которые в силу естественных причин нуждаются в такой поддержке (пенсионеры, дети, инвалиды и т.д.). Все остальное поле деятельности в этой сфере предоставлено гражданскому обществу по принципу «разрешено все то, что не запрещено законом». Данная норма рассчитана на социально активного человека, который как лично, так и через различные объединения гражданского общества будет стремиться обеспечить себе достойную жизнь. «Стремление человека к расширению своего реального доступа к материальным и культурным благам общества, - отмечает К.А. Струсь, - реализация материальных и духовных интересов позволяют рассматривать гражданское общество как объединение людей, заинтересованных в обеспечении достойной жизни для каждого человека в отдельности».

С социальной сферой гражданского общества очень тесно связана его экономическая основа. Не случайно, в учебной и научной литературе по конституционному праву социальные и экономические права человека часто объединяются в одну категорию социально-экономических прав. Представляется, что такой подход продиктован еще советской действительностью, когда экономическая свобода человека была обусловлена его личными социальными потребностями. Советская конституция не знала понятия частной собственности, а в личной собственности граждан, источником которой являлись только трудовые доходы, могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения, т.е. то, что направлено на обслуживание потребностей самого человека.

Слайд Провозглашенная в ст. 8 Конституции РФ свобода экономической деятельности означает не только свободу выбора различных организационно-правовых форм такой деятельности, но и вида деятельности и получаемого в результате ее продукта (товара, услуги), выбора места осуществления этой деятельности, определения средств и способов ее осуществления, размера оплаты ее потребителям, и т.п.

Слайд Конституцией введены общие пределы экономической свободы для человека, а значит и для гражданского общества. Из содержания ст. 34 Конституции РФ следует, что такими пределами являются:

а) запрещенные законом виды экономической деятельности;

б) запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Политическая составляющая гражданского общества наиболее близка государственным институтам власти. При этом гражданское общество следует рассматривать не как антипод государству.

Слайд В своем политическом содержании государство – это квинтэссенция гражданского общества, поскольку его цели и задачи направлены на процветание и благополучное существование этого общества. Для этого, в самом гражданском обществе должны быть созданы надежные каналы проведения воли участников гражданского общества и рычаги воздействия этой воли на институты государственной власти. С учетом степени приближенности отдельных видов политических институтов гражданского общества к государству, их влияния на формирование и деятельность государственных органов (в частности, политических партий), законодательством могут быть введены дополнительные, по сравнению с другими общественными объединениями, требования к условиям их функционирования.

Так, в силу п/п «в» п. 3 ст. 41 Федерального закона от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ в случае неучастия политической партии в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в течение пяти лет подряд.А согласно ст. 33 данного Закона государством осуществляется финансирование политических партий по итогам их участия в выборах. Большой общественный резонанс вызвало появление в системе гражданского общества Общественной палаты Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» Общественная палата предназначена для обеспечения взаимодействия граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты их прав и свобод и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, … (ст.1).Однако, прецедент учреждения этой общественной структуры федеральным законом, определение 42 кандидатур Общественной палаты Президентом РФ, обеспечение деятельности Общественной палаты аппаратом, который является государственным учреждением и ее полное финансирование за счет средств федерального бюджета, - может породить некоторые негативные тенденции по чрезмерному вмешательству государства в дела гражданского общества в русле концепции, так называемой, «управляемой демократии». При этом речь идет именно о законодательном подходе к решению такого рода проблем интеграции гражданского общества и государства, поскольку сама идея расширения канала их взаимодействия посредством создания такого механизма как Общественная палата РФ, да и сама ее практическая деятельность в этот сравнительно небольшой период ее существования заслуживают всяческого одобрения.

Слайд Проблемы формирования гражданского общества в России связаны с решением следующих задач:

- созданием экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и рыночной экономике, исключающей экономическое принуждение. По своему характеру эта экономика будет многоукладной, сочетающей возможности частных, кооперативных, коллективных и государственных товаропроизводителей – собственников;

- достижением экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане станут хозяевами произведенного ими общественного продукта;

- изменением социально-экономической системы общества и формированием «среднего класса», который состоял бы из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов;

- радикальным демократическим преобразованием политической системы, которое связано с повышением роли партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием политического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздействие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении;

- повышением роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры.

Конституция Российской Федерации создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Рассматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего, следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы экономической системы. Так, в п. 2 ст. 8 Конституции РФ устанавливаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, и государство обеспечивает равную их защиту. П. 2 ст. 9 допускает нахождение земли, природных ресурсов в различной собственности и указывает (ст. 36) на право граждан и их объединений иметь в собственности землю. Провозглашается свобода пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В целях создания основ социальной рыночной экономики Конституция РФ (ч. 1 ст. 8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности.

Специальный ФЗ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» регулирует вопросы ограничения деятельности монополистов и создает условия для борьбы с недобросовестной конкуренцией.

Социальные основы гражданского общества также отражены в содержании действующей Конституции Российской Федерации. Прежде всего, следует выделить ст. 7 Конституции Российской Федерации, где в ч. 1 закреплено положение о России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни человека и его свободного развития.

Слайд Введение термина «социальное государство» в текст Конституции Российской Федерации подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей и свободное развитие каждого человека.

Слайд Закрепляя демократический характер государства, ст. 3 Конституции Российской Федерации признает единственным источником власти и носителем суверенитета ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации.

Впервые в России на конституционном уровне закрепляется принцип разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), органы которых являются самостоятельными.

Слайд Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции демократические принципы функционирования политической системы. Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от единой идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно выбирать и следовать выбранной им системе взглядов и представлений.

Запрещается существование в обществе государственной или иной обязательной идеологии. В этой же ст. 13 содержится и другое важное для политической жизни страны положение – принцип политического многообразия. На его основе возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

Слайд Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм, предоставляя свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе, лично или с помощью независимых объединений и движений.

Слайд На современном этапе развития российского общества можно наблюдать несколько мощных, отличающихся друг от друга в идейном отношении групп.

Первая – это люди, которые не видят для себя перспектив в новом государственном устройстве и, как следствие, ностальгирующие по старым советским временам.

Вторая группа, отрицая повторение прошлого, весьма слабо представляет себе, что и каким образом необходимо предпринимать, чтобы двигаться в сторону цивилизованного рынка и демократии. Будучи не в состоянии самостоятельно формулировать для себя шаги в этом направлении, этот многочисленный слой наших граждан перепоручает данную почетную обязанность власти.

И, наконец, третья группа представляет собой людей, абсолютно сознательно сделавших выбор в пользу идеалов свободного общества и рыночной экономики.

Российская этнокультура не содержит принципиальных противопоказаний к формированию гражданского общества в европейском понимании, более того, она способна придать этому процессу дополнительные импульсы, исходя из традиций и достижений культуры многочисленных народов России.

Принципиальным признаком, по которому можно судить о возможностях развития гражданского общества в той или иной стране, является способность ее населения к самоорганизации (при том, разумеется, что ее цели и мотивы носят творческий, созидательный, инновационный характер).

Все это побуждает взглянуть на перспективы российского общества с менее пессимистической точки зрения, чем та, которая распространена в современной публицистике. Хотя и имеется немало проблем в становлении важнейших институтов гражданского общества, в том числе различных форм собственности, свободы слова, печати, собраний, митингов, объединений.

Наличие определенных рамок для реализации указанных свобод необходимо в любом, самом демократическом гражданском обществе. Без таких рамок эти ценности демократии могут приобрести искаженные формы.

Вот уже несколько лет в России существует свобода слова – в прессе, на радио и телевидении, на митингах, в частных беседах, книгах.

В то же время, свобода слова иногда приобретает негативный характер.

Существуют отрицательные последствия этого процесса: распространение порнографии, низкопробной эстрадной музыки и т.д.

«Независимые» СМИ откровенно служат тем, кто их содержит. Статьи публикуются за плату с той же легкостью, что и реклама. Тенденции в сторону концентрации капитала в средствах массовой информации усиливаются в результате «дерегулирования» в этой сфере деятельности. Здесь, как и в экономике, государство может, что называется, упустить момент.

Либерализация экономики и политики создает некоторые возможности для появления подлинно частного (не связанного с государством) бизнеса, подлинно независимых (не пользующихся государственным финансированием) прессы, общественных объединений и т.п.

Появилась большая свобода в выборе рода деятельности, в том числе предпринимательской, государство перестало быть монопольным работодателем. Но, наряду с этим, резко упал уровень жизни широких слоев населения, значительно снизилась степень и качество социального обеспечения, бесплатного медицинского обслуживания и образования.

Провозглашенное в Конституции Российской Федерации правовое государство свертывает свои социальные функции. Частично это происходит от недостатка средств.

Итак, преимущества, которые новое Российское государство, провозгласившее себя правовым, предоставило всем гражданам, сводятся, в основном, к возможности критики властей и политической борьбы, к расширению недвижимого имущества за счет приватизации квартир и к большей свободе распоряжения недвижимостью. Свободой занятия предпринимательством пользуются далеко не все, причем, чаще всего, она происходит в незаконных формах. Свобода творчества представляет интерес лишь для ничтожного меньшинства людей.

Что же касается таких необходимых атрибутов правового государства, как создание эффективной системы управления, обеспечение безопасности жизни людей, имущества, нравственное очищение власти и граждан, то во всех этих сферах положение сложное. Мы еще наблюдаем рост преступности, утрату гражданами чувства безопасности, самоуправство, коррупцию.

Усугубляет ситуацию сильная поляризация общества по уровню материального достатка. Основой стабильности западных демократий является многочисленный средний класс. Но в ходе реформ в России разрушается средний класс.

Слайд Одна из современных благороднейших идей – идея прав и свобод человека.Идея прав человека и идея сильного эффективного государства стали неотделимы: есть понятие прав человека, а есть понятие защиты прав человека. Властные институты, государство как институт, которому доверили право на легитимное насилие, были созданы, чтобы эти права защищать.

Первое право, которое должно защищать государство, – это право на жизнь и право на частную собственность. А дальше это естественным образом переходит на неприкосновенность личности и т.д. В конечном счете, государство должно было взять на себя функцию защиты прав человека. Такое понимание закреплено в большом числе международных документов, которые обязывают государство это делать.

Вне государства подобная защита невозможна. Это не значит, что защита прав человека сводится лишь к государству. Например, право человека на жизнь.

Слайд Защита прав человека не сводится к государству, но вне государства эта защита невозможна, потому что вне государства она приводит к анархии и самосуду. «Идея прав человека не может противоречить идее государства, а идея государства не может противостоять идее прав человека. В этом противостоянии видны пороки, связанные с победой одной идеи над другой.

Когда идея государства побеждает идею прав человека, получается диктатура, тоталитаризм и сначала гибнут права человека, а потом, как ни странно, гибнет государство, потому что государство не может существовать в такой форме, не может существовать без общества.

Наша история – это простейшая иллюстрация такого сорта победы. Но и обратная победа – это такой же тупик, такое же разрушение общества. Общество побеждает государство. Государство разрушается. Вслед за этим разрушается общество.

В любой сложной системе есть одна основополагающая функция -выживание, приспособление, развитие. Это универсальная функция, и она существуют всегда.

В биологическом организме, в любой системе, в государстве, обществе и т.д. Как ни парадоксально, в этом смысле функции и государства, и гражданского общества совпадают. Но ничего страшного в этом нет. Суть состоит в том, что для системы, перед которой стоит задача выжить, когда эта система доходит до определенного уровня, возникает необходимость установления оптимального соотношения между функциями гражданского общества и демократического правового социального государства.

Формирование зрелого гражданского общества является основным назначением коренной конституционной реформы, осуществляемой в нашей стране.

Слайд На наш взгляд, гражданское общество – с известной условностью – можно рассматривать как социальное пространство, в котором и реализуется конституционный строй. Наличие данного раздела продиктовано логикой построения Основного Закона: восхождение от конкретно-индивидуального (правовой статус личности) к юридически всеобщему (структура и правовой статус государства).

Гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ социального существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Отсутствие гражданского общества исключает демократический порядок экономической и политической жизни.

В условиях гражданского общества создается реальная возможность для самореализации личности и человеческих коллективов и тем самым устанавливается оптимальная мера вмешательства в экономический, социальный и духовный процесс.

В рамках гражданского общества воплощается большая часть прав и свобод человека, вот почему его отношения и институты в современных государствах пользуются поддержкой и защитой закона.

Слайд Выделим следующие аспекты взаимосвязи гражданского общества и Конституции РФ:

- обеспечение развитых правовых отношений институтов гражданского общества и государства;

- определение и нормативное закрепление обязанности государства служить интересам человека и общества;

- обеспечение высокого правового статуса членов и институтов гражданского общества;

- содействие структурированию общества в развитое, упорядоченное, культурное, т.е. гражданское.

Гражданское общество охватывает социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство), организацию и деятельность общественных объединений, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п., сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью – первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации. Перечень этот не является исчерпывающим, но наиболее значимые сферы жизнедеятельности гражданского общества он в себя включает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: