Конституционное закрепление многообразия форм собственности в Российской Федерации

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Конституция Российской Федерации // СПС Гарант.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для ВУЗов / М.В. Баглай. 10-е изд., изм и доп. М.: Норма, 2013.

3. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под. ред. Б.С.Эбзеева, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 (Книгафонд).

4. Конституционное право России: курс лекций / А.Н. Кокотов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013.

Дополнительная:

1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» // СПС Гарант.

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» // СПС Гарант.

3. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СПС Гарант.

4. Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // СПС Гарант.

5. Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СПС Гарант.

Власть местного самоуправления в России

Слайд Третья форма власти народа в Российской Федерации – власть местного самоуправления (ст. 3, 12, 130-133 Конституции РФ). Это смешанная общественно-государственная форма власти народа.

Местное самоуправление существует в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, на внутригородских территориях городов федерального значения.

Данная форма народовластия обеспечивает населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, т. е. управлять своей жизнью и делами на соответствующей территории. Население делает это само на собраниях (сходах) граждан по месту их жительства либо на местных референдумах. Оно также избирает представительные органы местного самоуправления (думы, собрания депутатов, представителей) и должностных лицместного самоуправления (глав муниципальных образований и др.).

Слайд При решении вопросов сугубо местного характера проявляется общественная (негосударственная) природа местного самоуправления, хотя его решения обязательны для населения на данной территории.

Вместе с тем согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При их осуществлении акты органов местного самоуправления обеспечиваются государственно-обязательной силой.

Совокупное осуществление двух видов задач и делает власть местного самоуправления смешанной общественно-государственной формой публичной власти народа.

Конституционное закрепление многообразия форм собственности в Российской Федерации

Слайд Конституционное регулирование собственности – это разрешение в основном законе государства существования одних форм, запретиных форм, в целом – определение отношения государства к формам собственности. Такое регулирование может выражаться и в конституционных нормах видов объектов, относящихся к той или иной форме собственности.

Есть немало примеров разного, зачастую противоположного конституционного регулирования форм собственности, даивцелом отношений собственности как важнейшей составляющей основы экономической системы государства:

1) различное отношение к частной собственности – от полной ее поддержки до полного запрета либо разрешения существования в ограниченных пределах;

2) попытка превращения всей собственности только в государственную (национализация) либо допуск наряду с этим ее «придатка» в виде кооперативной собственности;

3) стремление к максимальной приватизации государственной собственности (денационализация, разгосударствление);

4) допуск частной, государственной, муниципальной, кооперативной и иных форм собственности, выработка равного отношения ко всем формам собственности со стороны государства и отражение такого подхода в конституции.

Слайд В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ).

Конституция не дает определения форм собственности. Но с учетом общих подходов, а также норм гражданского законодательства можно использовать следующее понимание форм собственности.

Под частной собственностью понимается нахождение в руках (владение, пользование и распоряжение) граждан или их объединений (товариществ, акционерных обществ и др.) как средств производства в широком смысле слова (предприятия, торговые фирмы, банки, гостиницы, жилые дома, нежилые здания и сооружения, тракторы, грузовые машины и т. д.), так и предметов личного потребления и бытового назначения (жилой дом, квартира, дача, гараж, легковой автомобиль, мебель и т. п.; раньше это было принято называть личной собственностью гражданина).

Государственная собственность – собственность Российской Федерации (федеральная собственность) либо субъектов РФ. В государственной собственности могут находиться как названные выше, так и иные объекты (особенно производственного и общего пользования – заводы, транспорт, образовательные и культурные учреждения, земля и природные ресурсы и т. д.).

Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований (ст. 215 ГК РФ).

Существует мнение, что муниципальная собственность – собственность населения, проживающего в соответствующем муниципальном образовании.

Основания для такого подхода дает ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, где говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Из буквального прочтения данного текста получается, что собственник муниципальной собственности – население. Правда, объединяет положения Конституции РФ и ГК РФ то, что муниципальная собственность не становится разновидностью коллективной и не создает у каждого жителя претензий на свою долю в этой собственности. Реально от имени населения управляет собственностью муниципальное образование.

Под понятие иных форм собственности, о которых говорится в ст. 8 Конституции, подпадают собственность общественных объединений, религиозных организаций, иностранных собственников; есть и смешанные формы собственности.

Раньше отдельные объекты были исключительно в государственной собственности (например, земля, заводы и фабрики).

Сегодня, за некоторыми изъятиями, принципиальных различий по объектам между формами собственности нет. Не только отдельное имущество, но и земля и природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ).

Определенные виды объектов собственности (имущества) могут быть только в государственной федеральной собственности. Это устанавливается законом, но ясно, что речь идет, в частности, о ряде видов военного имущества (военные самолеты, танки, ракеты и т. д.), космических технологиях, ядерных производствах.

Слайд Конституция РФ 1993 г. всем своим содержанием нацелена на развитие рыночной экономики как господствующего типа экономики в Российской Федерации.

С основами экономической системы государства и типом экономики связано конституционное закрепление форм собственности (о них говорилось выше) и государственной политики в отношении каждой из них. Если в закреплении форм собственности основной закон государства может выполнять своеобразные констатирующие задачи (фиксировать то, что есть), то в части государственной политики роль конституционного права может быть более активной, обеспечивать приоритеты определенных форм собственности, поощрять их развитие.

Слайд Следующая задача конституционно-правового регулирования – закрепление исходных правил экономической деятельности.

В решении данной задачи конституционное право концентрируется на таких ключевых моментах, как:

а) положение человека в экономике;

б) организация хозяйствования в целом;

в) разрешаемые (поощряемые) в государстве формы и методы экономической деятельности.

Применительно к личности это означает, что конституции закрепляют принципы либо свободы приложения ею своих сил в материальной сфере, либо обязательность трудовой деятельности, причем не просто труда, а общественно полезного, т. е. на благо страны, общества.

Слайд Общие подходы Конституции РФ 1993 г. состоят в том, что человек вправе:

а) быть предпринимателем, т. е. в тех или иных масштабах стать организатором производства (экономической деятельности), работодателем;

б) быть наемным работником;

в) не становиться ни предпринимателем, ни наемным работником, а заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и обеспечивать таким путем удовлетворение своих потребностей;

г) не заниматься никакой деятельностью и жить на свое наследство, проценты с капитала, а также в качестве иждивенца.

Слайд Что же касается организации хозяйствования в государстве, в Конституции РФ (ст. 8) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Внутри страны запрещается возведение барьеров – установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий свободного развития хозяйства (ст. 74).

Ограничения в перемещении товаров, услуг если и могут вводиться, то лишь самой Российской Федерацией, но не ее субъектами и посредством федерального закона – когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Естественно, Россия полностью распоряжается своей территорией и с точки зрения притока иностранного капитала, внешнеэкономической деятельности, т. е. устанавливает соответствующие правила и следит за их соблюдением.

Слайд В отношении форм и методов экономической деятельности Конституция РФ гласит, что Россия как государство не допускает экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, следит за тем, чтобы земля и природные ресурсы использовались и охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, заботится о том, чтобы собственность служила занятости населения и была основой его материального благополучия.

Помимо этого, свобода экономической деятельности предполагает для участников хозяйственного оборота равные возможности производить, продавать и покупать продукты труда, вступать в договорные и иные хозяйственные отношения и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: