Необходимо прислать преподавателю по адресу:__89817602206 whatsapp

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА____беседы о музыке_________________________

преподаватель: ____Свидрова И.Б_____________________

_____________эстетическое_______(отделение)

_1, 2 гр 2 класс_________________(группа, класс)

__29.04-30.04____(дата урока по расписанию)

Устный материал:

Тема урока: Фортепианные произведения Шопена.

Полонезы. Мазурки. Вальсы.

Особенность творческого наследия Ф. Шопена — почти все его сочинения созданы для фортепиано.

Композитор значительно расширил технические и колористические возможности инструмента, создал собственный исполнительский стиль.

Большинство произведений Ф. Шопена за очень редким исключением не имеют программных названий, но во многих из них так или иначе представлена тема утраченной Родины.

Полонез (фр. danse polonaise — польский танец) возник в Польше на основе народного танца-шествия торжественного характера.

В XVIII веке распространился в Европе. Полонез открывал придворные праздники и балы. В творчестве польских композиторов (М. Огиньский, К. Курпиньский, Ф. Эльснер и др.) стал символом национальной гордости, романтической поэмой о Родине.

Творчество Ф. Шопена — кульминация в развитии жанра.

 Всего композитор создал 16 полонезов.

Полонез ля мажор

Основная тема пьесы представляет образ торжественного величественного шествия, которое ассоциируется с героическим прошлым Польши — Родины Ф. Шопена.

Тема средней части звучит в ре мажоре. В ней отчётливо слышен характерный ритмический рисунок полонеза (восьмая + две шестнадцатых на сильную долю). Мелодия напоминает фанфарные сигналы, что придаёт ей воинственность.

 

https://www.youtube.com/watch?v=tB2hjO6Kjac

Мазурка (польск. Mazurek — мазур, житель Мазовии) — польский трёхдольный танец, название которого связано с народностью мазуров, которые жили на территории Мазовии.

Характерная особенность мазурки — острый пунктирный ритм и смещение акцента то на вторую, то на третью доли такта. Танец исполнялся в быстром темпе и включал в себя прыжки.

В XIX веке мазурка получила распространение в Европе как бальный танец. В творчестве польских композиторов (М. Огиньский, К. Курпиньский, Ф. Эльснер и др.) мазурка утвердилась как символ польского национального музыкального искусства.

В фортепианной музыке Ф. Шопена мазурка играет ведущую роль, в этом жанре композитором создано наибольшее количество произведений.

Всего — 58 мазурок.

Мазурка си-бемоль мажор (ор. 7 №1)

Относится к группе блестящих бальных танцев. Определяющей становится первая тема-рефрен. Она олицетворяет бравурный танец с ловкими прыжками.

https://www.youtube.com/watch?v=AQjI8emjs8I

 

Мазурка ля минор (ор. 68 №2)

Вариант лирической трактовки жанра. Спокойный темп, меланхолический характер музыки, минорный лад создают неповторимый образ светлой грусти по несбыточной мечте.

 

https://www.youtube.com/watch?v=_AFZgwYOZCw

 

 

Вальс (фр. valse, нем. walzen — кружиться в танце) — один из наиболее распространённых европейских танцев.

Характерная особенность вальса — трёхдольный метр с регулярным акцентом на сильную первую долю такта.

Танец возник в Австрии и Южной Германии в конце XVIII столетия.

В XIX веке вальс стал наиболее известным и популярным танцем.

Композиторы-романтики XIX века (Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, И. Брамс) неоднократно использовали вальс и ритмический рисунок этого танца для создания лирических сочинений.

Трактовка вальса как лирико-поэтического произведения характерна и для Ф. Шопена.

Всего он создал 17 вальсов.

Вальс до-диез минор

Пример лирической трактовки вальса.

Основная часть: первая темаэлегична, в ней сочетаются мелодическая плавность с причудливыми, как бы «взлетающими» фразами;

вторая тема кружащаяся, изящная, полётная, олицетворяет образ Вальса.

Средняя часть: звучит в тональности ре-бемоль мажор. Музыка умиротворённая, безмятежная.

Вальс до-диез минор был использован М.М. Фокиным и А.К. Глазуновым в балете «Шопениана».

 

https://www.youtube.com/watch?v=lAvcmWK7jVE   

 

Письменный материал: записать в рабочую тетрадь название темы, вступительную часть устного материала, описание полонеза, мазурки и вальса (кратко)

 

Источники: Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран

Столова, Кельх, Нестерова. Музыкальная литература. Экспресс-курс.

Интернет-ресурсы: www.musica.ru

 

Задание общее для 1 и 2 гр: слушать Полонез Ля мажор, Мазурки Си бемоль мажор и ля минор, Вальс до диез минор;

 

1 гр (среда): учить устный материал урока;

 

2 гр (четверг): с.114-120 учебника учить, ответить на вопросы в конце темы (устно)

 (Внимание! Страницы могут не совпадать, ищите тему «Мазурки, полонезы, вальсы Шопена»)

 

ВНИМАНИЕ! ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ

НЕОБХОДИМО ПРИСЛАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО АДРЕСУ:__89817602206 WhatsApp________________

ДО:____07.05________________(дата)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: