Конструктивное построение предметов натюрморта

Так же, как и в натюрморте, состоящем из геометрических фигур, надо понять свою цель и задачи. Целью является рисунок натюрморта из предметов быта, а одной из главных задач является рисунок формы предметов в пространстве, передача их объемов.

Первое, что надо построить - это плоскость, на которой находятся предметы натюрморта. Воспользуйтесь методом прямой перспективы. От того, насколько правильно вы нарисуете положение плоскости в пространстве, зависит успех всего рисунка. Вспомним: на плоскости создаются как бы следы предметов; и только после того, как вы убедитесь, что они действительно «лежат» на этой плоскости, приступайте к дальнейшему построению предметов натюрморта в пространстве, то есть возводите каркасы.

Конструкцию предмета начинают строить обычно с осевой линии, потому что, опять-таки, в натюрморте обычно присутствуют предметы, имеющие в основе своей конструкции тела вращения (такие как цилиндр, конус, шар). В пределах осевой линии найдите пропорциональные отношения частей предмета. Эти отношения могут представлять различные формы: так, кувшин состоит из двух усеченных конусов и одного цилиндра. Отмерьте на осевой линии размер этих конусов и цилиндра по высоте и ширине; нарисуйте при помощи горизонтальных осевых линий четыре эллипса, каждый из которых должен соответствовать положению формы в пространстве.

Начинайте конструктивный рисунок предмета, состоящего из тел вращения, с нижнего эллипса, который лежит на плоскости стола и который вы должны были уже наметить. Затем приступайте к рисунку верхнего эллипса, замкнув, таким образом, форму, как у цилиндра. Верхний эллипс должен быть менее «раскрытым», чем нижний, так как он находится выше и приближен к линии горизонта; другие эллипсы как бы «вставляются» между ними. Так, фрукт представляет собой цилиндр, замкнутый двумя полусферами и имеющий два эллипса.

Все рисуется прозрачно и с учетом воздушной перспективы линий. Вспомним, что воздушная перспектива — это «эффект тумана».

Драпировки будут представлять собой определенную сложность в рисовании. Но это до тех пор, пока вы не осознаете, что это тоже объемы, которые подчинены пространству и которые повторяют его. Другими словами, они «стелятся» по пространству, подчиняются ему и на малейшие перемены этого пространства реагируют фактурой своего объема.

Нельзя нарисовать драпировку без понимания пространства, в котором она находится. Так же, как нельзя нарисовать прическу человека, состоящую из волос, без знания пластического строения черепа головы человека. Здесь все взаимосвязано, и необходим определенный практический опыт!

Попробуйте увидеть в драпировке простые геометрические формы, не принимайте в расчет мелкие детали. Драпировка должна быть вами обобщена до простых и ясных форм, потому что их проще нарисовать в пространстве. А по мере включения в рисунок деталей и моделирования форм светом, можно детализировать и драпировку.

Ручки кувшинов, кружек, чашек, носики чайников, буртики стройте только после того, как будут построены в пространстве основные формы предметов и проверены их пропорциональные отношения между собой. Неверно построенные предметы натюрморта (да еще и с пропорциональными ошибками) необходимо будет перестраивать. А ведь они уже имеют детали, на создание которых затрачено много времени. И это неизбежно вызовет чувство досады; но его можно избежать, если вести рисунок натюрморта методически правильно, или от общего к частному.

Построив рисунок по законам линейной перспективы и конструктивно разобрав все предметы натюрморта, вновь вернемся к законам воздушной перспективы. Вспомним, в связи с этим, «эффект тумана», когда темные и светлые предметы, линии, «выходя» на нас, становятся ярче, контрастней, а дальний план при этом — серый, теряющийся в пространстве. Примените это знание к своему рисунку, и вы почувствуете пространство, глубину листа, на котором нарисованы пока еще только каркасы предметов натюрморта.

Не убирайте линии построения! Это ваше «богатство», они нам еще пригодятся. Освещение

Необходимо определить источник освещения,, он должен находится слева и сверху или справа и сверху. Избегайте освещения «в лоб»! Так, при лобовом освещении натюрморта вместо формы, например, шара вы получите круг.

Цель освещения — помочь дальнейшему выявлению объема предметов в пространстве и самого пространства. До этого мы максимально использовали возможности линии, и вот теперь имеем возможность воспользоваться освещением.

Определите собственные, падающие тени и постройте их. Здесь хочется еще раз вернуться к термину «светотень». В существующих учебных пособиях по рисунку «светотень» определяется как освещение вообще, и такая неконкретность вызывает определенный хаос в понятии рисунка. Мы будем понимать это так: «свет» есть свет, «тень» есть тень, а светотень есть граница между светом и тенью — таким образом, многое в рисунке становится простым и понятным. Это одно из самых ключевых понятий основ рисунка, это каркас трехмерного пространства, без которого ваш рисунок превратится в слепое копирование.

На этом этапе заканчивается работа над конструктивным натюрмортом из предметов быта. Мы создали как бы основу натюрморта, которая должна быть у любого учебного рисунка.

Работа с цветом

Форма предмета в рисунке создается при помощи конструктивной линии, а затем тональной моделировкой. Важным отличием является то, что в живописи форма задается цветом, где у света один цвет, полутень имеет второй цвет, тень — третий, а рефлекс — четвертый, и все эти цвета зависят от основного цвета предмета, отражений от соседних предметов и цвета освещения.

 

 

В итоге получается, что каждый предмет постановки содержит в себе целую гамму цветов, а группа предметов в постановке создают общую цветовую концепцию, которую необходимо не только увидеть, но и изобразить.

   Рассмотрев внимательно натюрморт и разобравшись в световой и цветовой его характеристике, можно начать писать со света на само ярком и самом близком предмете переднего плана. Около блика положим в полную тональную силу цвет полутона (локальный цвет предмета). От полутонов переходим к прописке цвета тени. Для этого сравниваем эти куски по тепло -холодности и тону. Помним, что при искусственном освещении свет всегда теплый, а тень холодная. Так что достаточно добавить в цвет полутени немного холодного с усилением тона, получим цвет тени. Свет на предметах пишем ярким насыщенным и теплым, стараемся положить акварель сочно и прозрачно. Стараемся не смешивать более 3 красок; если цвет и нужный тон не получается, ищем на палитре другие сочетания красок и их пропорции. Мазки накладываем по форме предмета, как бы ощупывая кистью его в пространстве. Особенное внимание уделите лепке формы, мазок должен ложиться, подчеркивая объем предмета. Вначале работа может быть немного мозаичной, так как мазки акварели успевают высохнуть, пока ищем на палитре нужный оттенок. Это не страшно, с опытом писать начинают быстрее и мозаичность пройдет. А сейчас места жестко прописанных мазков можно немного размывать полусухой кистью. Есть маленькие секреты в способах кладки мазка. Например, выкладывать форму округлых предметов можно по кругу. Не всегда вытянутые формы пишутся мазками вдоль, лучше написать их поперек. Нельзя выполнять работу только маленькими мазками, их лучше использовать при прописке предметов на первом плане. Нельзя и замазывать и смывать все границы мазков, работа получается сильно затертой. В каждой работе необходимо применять самые разнообразные технические приемы акварельной живописи, не ограничиваясь одним. В свету лучше писать алла прима, в тенях с применением лессировок, фоны писать по-сырому. А неудавшиеся места лучше вообще промыть и написать заново.

Проложив или пролепив основную форму предмета (свет, полутень, тень), переходим к касаниям фона вокруг. Это падающая тень, цвет которой состоит из цвета драпировки и холодноватого оттенка. Не забываем про рефлексы. Рефлекс на предмете – это воздействие цвета драпировки. В падающей тени, сразу под стоящим предметом, теплый рефлекс.

    

     Написать акварелью сразу без поправок- замывок и лессировок, почти невозможно, поэтому после основной прокладки цветом от общего мы возвращаемся частностям и мелким исправлениям. Где форма натуры неубедительна, прописываем ее лессировками, промываем кончиком кисти и добавляем пропущенные рефлексы, смягчаем жесткие края, так как они упрощают объем. Заканчивая, убираем излишнюю пестроту. В меру обобщаем работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: