Принципы федеративного устройства России

Современная идея федерализма была обоснована в XVIII в. как способ децентрализации управления, т.е. инструмент демократизации государственного строя. При этом сегодня процесс федерализации может сопровождать как объединение, так и разъединение государственных систем.

В основе федеративной концепции заложены не только "технология" регулирования отношений между государством и личностью, между центром и регионами, но и особое, целостное представление о мире и человеке.

Например, классическое понимание федерализма тесно связано с персонализмом: обе концепции исходят из идеи множественности социальных ролей единого субъекта.

Федерализмэто не просто один из принципов государственно-территориального устройства России. Это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, юридическая гарантия целостности территории нашей страны и ее составных частей. Всей своей предшествующей историей Россия выбрала федеративный путь развития.

Федерализм как основа конституционного строя России имеет исключительно важное значение для укрепления российской государственности. Именно федерализм отражает стремление миллионов людей разных национальностей жить вместе, поддерживая единство политически и юридически реально существующего самостоятельного целостного государства, не подлежащего расчленению.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

- огромной территорией;

- спецификой экономического развития отдельных регионов;

- этническим многообразием населения;

- социально-культурными различиями.

В Конституции РФ можно выделить ряд основополагающих принципов федерализма:

- целостность и неприкосновенность территории РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ);

- равноправие народов и субъектов РФ (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ);

- единство государственной власти и ее системы (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ);

- верховенство федерального права (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ);

- строительство и развитие России на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной и др.[1]

Современная Россия имеет конституционную природу. Это означает, что только в рамках Конституции РФ могут обсуждаться вопросы статуса территорий, изменения объема границ или объема полномочий ее субъектов.

Слайд Образованная на основе указанных принципов Российская Федерация характеризуется свойственными ей юридическими признаками.

1. Российская Федерация имеет свою Конституцию, принятую путем всенародного голосования (декабрь 1993 г.), что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, города федерального значения, автономная область и автономные округа свой Устав и законодательство. В указанных актах закрепляется их правовое положение (статус) как субъектов федерации.

2. Российская Федерация обладает своей территорией, на которую распространяется ее суверенитет и в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство.

Сухопутная территория – это вся суша в пределах ее границ. Водная территория включает внутренние воды, прибрежные морские воды на расстоянии 12 морских миль от линии наибольшего берегового отлива, воды портов, заливов, бухт, берега которых принадлежат России, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат России.

Воздушное пространство ограничено вертикалью, проведенной от ее сухопутных и водных границ. Высота воздушного пространства по сложившейся правовой практике до 100 км.

Под континентальным шельфом, на который распространяется суверенитет РФ (ч. 2, ст. 67) понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря (12 миль) до глубины 200 м. или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет вести разработку естественных богатств этих районов.

Что касается исключительной морской экономической зоны (ч. 2, ст. 67), прибрежное государство имеет в ней права, определяемые как федеральными законами, так и международными соглашениями.

Слайд 3. Российская Федерация также имеет:

- единое общероссийское гражданство;

- общие для всей федерации органы государственной власти –законодательные, исполнительные, судебные. Акты, принимаемые этими органами, являются обязательными для всех субъектов федерации и действуют на их территории;

- единую денежную и кредитную систему, единый государственный бюджет, единую систему налогов.

4. Российская Федерация и ее субъекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, коммерческими структурами, международными организациями.

5. Отношения между РФ и ее субъектами строятся на разграничении их полномочий на исключительные полномочия РФ (ст. 71), совместные полномочия РФ и ее субъектов (ст. 72), а также на самостоятельные полномочия субъектов Федерации (ст. 73).

Предметы ведения – это понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации и ее субъектов. Круг конкретно закрепленных полномочий, которые органы государственной власти РФ и ее субъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, образует предметы ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов.

От предмета ведения следует отличать компетенцию органа государственной власти, под которой понимается совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения. В свою очередь полномочия органа государственной власти – это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.

Слайд Под способами разграничения предметов ведения понимается предусмотренный конституцией и федеративным договором способ распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Вопрос о том, что является прерогативами федерации, а что ее субъектов, относится к числу главных вопросов федеративного государства. Формула решения этой сложной проблемы выработана мировой практикой федерализма, в соответствии с которой в федеративном государстве компетенция подразделяется на:

1) исключительную компетенцию федеральных органов власти (предметы ведения Федерации);

2) совместную компетенцию органов власти федерации и ее субъектов (предметы совместного ведения);

3) исключительную компетенцию субъектов федерации (предметы ведения субъектов Федерации).

Такой принцип распределения компетенции (предметов ведения) признан Российской Федерацией.

Первоначально предметы ведения и полномочий между РФ и ее субъектами были разграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 г., с принятием новой Конституции – ею.

Слайд Конституция РФ содержит перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Федерации (ст. 71) и совместном ведении Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72). В остальных вопросах последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73) и осуществляют собственное правовое регулирование, включая собственное принятие законов и иных нормативных правовых актов. Конституция РФ предусматривает возможность перераспределения сфер ведения и полномочий между РФ и ее субъектами посредством отдельных соглашений. Конституция устанавливает, что такие соглашения возможны между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ч. 2 и 3 ст. 78).

Слайд Предметами ведения Российской Федерации являются закрепленные в Конституции РФ полномочия, исключительная прерогатива в осуществлении которых принадлежит федеральным органам государственной власти. Предметы ведения РФ – это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетентности РФ. К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Перечень исключительных полномочий РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71), является исчерпывающим:

- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

- федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами), а также территория РФ (определение состава, границ России);

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

- система федеральных законов;

- законодательная, исполнительная и судебная власти, порядок их организации и деятельности;

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

- установление правовых основ единого рынка;

- федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;

- федеральные энергетические системы;

- вопросы войны, мира;

- оборона и безопасность;

- оборонное производство и др.

Слайд По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти. Указанные в ст. 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию.

Слайд Предметы совместного ведения образуют круг полномочий, в осуществлении которых могут принимать участие органы государственной власти Федерации и ее субъектов. Предмет совместного ведения – это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел (ст. 72). Перечень таких вопросов также является исчерпывающим (ст. 72 Конституции РФ):

- обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина;

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

- разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

- координация вопросов здравоохранения;

- защита семьи, материнства, отцовства и детства;

- установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

- административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

- кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат и др.

Слайд Россия – суверенное государство (ст. 4 Конституции). Суверенитет государства означает его верховенство и независимость внутри страны и самостоятельность в проведении внешней политики, взаимоотношениях с иностранными государствами, другими субъектами международного права.

Таким образом, он имеет два аспекта: международный и внутригосударственный. Каково соотношение государственного суверенитета и суверенитета народа? Суверенитет государстваэто проявление народного суверенитета в государственных и межгосударственных отношениях.

Содержание государственного суверенитета составляют суверенные права государства – наиболее общие и важные права государства, конкретизируемые в его компетенции.

Компетенция государства – детализация суверенных прав народа, а не механическое объединение компетенции высших органов государственной власти. Последние осуществляют часть полномочий государства в целом, не обладая суверенитетом. Никому не приходит в голову говорить о суверенитете парламента, президента, судебных органов. Поскольку Россия – федерация, то следует выделять ее суверенные права как государства и как федерации.

Россия, как государство обладает правом:

1. во-первых, учредительной власти, означающей право учреждать себя в качестве государства, принимать собственную Конституцию, определять государственное устройство, форму осуществления власти и т.д.;

2. во-вторых, устанавливать общий правопорядок в стране, круг прав и обязанностей граждан, правосубъектность государственных органов, негосударственных объединений, должностных лиц;

3. в-третьих, территориального верховенства в пределах собственной государственной границы, на обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории;

4. в-четвертых, самостоятельно и независимо осуществлять свою внешнюю политику, участвовать в деятельности международных организаций, заключать договоры и соглашения с иностранными государствами;

5. в-пятых, на обеспечение собственной безопасности, создание вооруженных сил, иных органов силовой защиты государственных и общественных интересов;

6. в-шестых, учреждения государственных символов (флаг, герб, гимн), определения местонахождения своей столицы.

Слайд Суверенные права и их гарантии обеспечивают единство и неделимость государственного суверенитета.

В Российской Федерации государственный суверенитет принадлежит только ей самой. Субъекты Федерации государственным суверенитетом не обладают. Однако они принимают участие в осуществлении общегосударственного суверенитета посредством ряда форм.

1. Главной формой участия субъектов Федерации в осуществлении суверенитета Российской Федерации является Совет Федерации Федерального Собрания РФ - «верхняя» палата российского парламента, представляющая интересы регионов. Через своих представителей в Совете Федерации субъекты Федерации участвуют в федеральном законодательном процессе, решении вопросов изменения границ субъектов Федерации, использования Вооруженных Сил РФ за рубежом, утверждении указов Президента РФ о введении чрезвычайного или военного положения, назначении выборов Президента РФ, назначении на должность и освобождении от должности ряда федеральных должностных лиц.

2. Государственный совет, состоящий из высших должностных лиц субъектов Федерации, - совещательный орган, способствующий реализации полномочий главы государства, согласованному функционированию органов власти.

3. В соответствии со ст. 104, 134 Конституции РФ законодательные (представительные) органы субъектов Федерации обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне.

4. Без участия субъектов Федерации нельзя внести поправки, в гл. с 3 по 8 Конституции РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: