Из истории паровозостроения в Российской империи

Первый паровоз в России был построен отцом и сыном Е.А. и М.Е.Черепановыми в 1833 г., на два года опередившими постройку первого паровоза в Германии. Он выгодно отличался от зарубежных паровозов оригинальными удачными конструктивными решениями. Этот паровоз перевозил до 3,2 т груза со скоростью около 16 км/ч. Второй паровоз, построенный в 1835 г., мог возить груз уже в тысячу пудов (16,4 тонн) со скоростью 16,4 км/ч.

Однако паровозы для первой русской железной дороги между Петербургом и Царским Селом, открытой для общего пользования в 1838 г., были заказаны за границей. Только сооружение Петербурго-Московской железной дороги, начатое в 1843 г., явилось основанием для начала русского паровозостроения. Первые товарные и пассажирские паровозы для этой дороги были построены Александровским заводом в 1845 г.

В середине 1860-х гг. в России начинается бурное строительство железных дорог, что привело к росту потребностей в паровозах. В 1868 г. правительство заключило контракты с рядом российских заводов. В 1869 г. началась постройка паровозов на Коломенском заводе инженеров братьев Струве и Камско-Воткинском заводах; в 1870 г. – на Невском и Мальцевском заводах; в 1892–1900 г. – на Брянском, Путиловском, Сормовском, Харьковском и Луганском заводах. С 1870 по 1900 г. в Российской империи было выпущено 7678 паровозов (для сравнения – с 1837 по 1870 – 322 паровоза).

Первым специализированным паровозостроительным предприятием в России стал Харьковский паровозостроительный завод. Первые два паровоза это предприятие выпустило в 1897 г., а в 1900 г. первые 48 паровозов выпустил второй специализированный завод по строительству локомотивов – Луганский завод Русского общества машиностроительных заводов Гартмана.

Отечественное паровозостроение имело свой собственный путь развития. Сформировалась российская школа паровозостроения. Выдающиеся русские инженеры и конструкторы А.П. Бородин, Е.Е. Нольтейн, В.И. Лопушинский и другие создали ряд новых типов паровозов и ввели на них много усовершенствований.

В 1878 г. на Коломенском заводе были построены первые в мире пассажирские паровозы с передней тележкой, что способствовало повышению безопасности движения поездов. За рубежом такие паровозы появились только в 1892 г. В 1891 г. в России впервые в истории паровозостроения был построен паровоз с конденсацией пара.

В конце XIX в. русские инженеры первые в мире использовали пароперегреватели. В этот же период они первыми применили на паровозах двукратное расширение пара. Был обоснован и использован принцип унификации и взаимозаменяемости деталей и узлов в паровозах. Была организована постройка сочленённых паровозов – задолго до появления их в Америке.

К началу XX столетия Россия полностью освободилась от иностранной зависимости в области паровозостроения. К этому же времени были созданы многие замечательные конструктивные формы русских паровозов, дальнейшее развитие которых привело к самым передовым образцам паровозостроения.

 

264

Усиленно привлекался в экономику иностранный капитал, преимущественно французский, английский, бельгийский и германский. Инвестиции шли в основном в горнорудную, машиностроительную и химическую промышленность. В лёгкой и пищевой отраслях доминировал отечественный капитал.

Большая часть промышленного потенциала страны была сосредоточена в пяти регионах: центральная и северо-западная часть России, Урал, Донбасс и Баку. В остальной части преобладало аграрно-кустарное производство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: