Тема урока: Выделение с помощью учителя главной мысли произведения С. Алексеева «Ключи»

Дата: 30 апреля

Этапы урока Содержание урока
1.Организационный момент. Здравствуйте, уважаемые родители, дети. Запишите в тетради число, тему урока. Вот так: Тридцатое апреля. С.А. Алексеев «Ключи». Начинаем урок литературы. Задачи урока: продолжить изучение произведений С. Алексеева, учиться выделять главную мысль произведения, осмысливать уроки прошлого, развивать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения, составлять план, развивать устную и письменную речь.
2. Постановка учебных задач. Вступительное слово учителя.   3. Основной этап урока. Рассматривание репродукций.   Чтение произведения.   Анализ словарных слов.   4.Физкультминутка.     5.Работа над произведением.   6. Обобщение.   7. Домашнее задание.         Сегодня на уроке продолжаем говорить о героическом прошлом русского народа. Мы начали читать произведение «Бородино». - Что же произошло с русской армией после того, как Кутузов принял решение оставить Москву? Ответ на этот вопрос узнаем, прочитав произведение «Ключи». Думаю, что вам будет интересно узнать продолжение.   Перед прочтением обратите внимание на репродукции картин, которые помогут вам представить содержание произведения зрительно. Одна из них является очень известной. Написал эту картину знаменитый художник Василий Васильевич Верещагин, наш земляк. Репродукция к строкам произведения: «Наполеон подъехал к Поклонной горе. Поднялся конь на бугристое место – взору открылась Москва.   Репродукция картины Василия Васильевича Верещагина «Перед Москвой – ожидание депутации бояр». Репродукция является иллюстрацией к словам из произведения «Здесь при въезде в Москву Наполеон стал ожидать горожан с поклоном».   Начинаем читать произведение вместе (стр. 202)     Для записи в тетради: Зенит – точка небесной сферы, находящаяся вертикально над головой наблюдателя. Маковки– вершина, макушка, купол. Посол - дипломатический представитель высшего ранга.   Ответьте на вопросы учителя устно: - Сколько абзацев представлено в произведении? Сосчитайте. Всего семь абзацев. Каждый абзац начинается с красной строки. Для того, чтобы решить учебную задачу урока (выделить главную мысль произведения), мы должны вычитать внимательно каждый абзац, понять о чём он рассказывает читателю. Повторим материал, который мы уже знаем.   Наша задача выделить в тексте тему и маленькие микротемы. - Определите основную тему текста. Чтобы это сделать, надо ответить на вопрос, о чём этот текст. Тема иногда заключена в самом названии произведения. Давайте проанализируем название. Произведение о ключах, которые ожидал император Наполеон от побеждённого народа (таким был обычай).   - Как развивается эта тема в произведении? Читаем пошагово каждый абзац, и сразу его называем, выделяя главную мысль Беседа: - О чём узнаём из первого абзаца? О том, что Наполеон ещё не вошёл в Москву. Он ещё только находился перед Москвой. - Определите главную мысль микротемы (абзаца)? Как назвать эту микротему? Правильно, Наполеон увидел Москву, назвать можно так: «Наполеон на Поклонной горе». - Что узнаём из второго абзаца? Узнаём о русском диве – Москве. Такой её увидел Наполеон. В этом абзаце даётся описание Москвы. -Какое сравнение употребляет писатель при описании города? С чем сравнивается Москва? С чудом. - Как назовём эту микротему? Прелагаю назвать словами автора, который выразил своё отношение к Москве – «Русское диво». -О чём узнаём из третьего абзаца? О том, что Наполеон ожидает горожан с поклоном. Автор уточняет для читателя, что обычай существовал в ту пору: побеждённый народ должен был приносить ключи победителю. - Какова главная мысль микротемы? Старинный обычай. Так можно назвать микротему. -О чём узнаём в четвёртом абзаце? Ожидание послов. Автор детально описывает состояние Наполеона: сначала – важно ходит, потом – утомлён ожиданием («в ногах и спине усталость»). И читатель понимает. Что ожидание затянулось по времени. -Какова главная мысль в пятом абзаце? Разгневанный император. - Какова главная мысль  в шестом абзаце? Донесение разведки о том, что город пуст. Горожане покинули Москву. И послов с ключами императору не дождаться. -Как можно назвать эту часть текста? Опустевший город. -О чём рассказывает седьмая микротема? О начале настоящей войны.   Мы с вами вычитали детально произведение, учились определять главную мысль каждого абзаца (микротемы текста). У нас получился план. Запишите его в тетрадь. План.   1) Наполеон на Поклонной горе. 2)  Русское диво. 3) Старинный обычай. 4) Ожидание послов. 5) Разгневанный император. 6) Опустевший город. 7) Начало войны.    - Посмотрите, ребята, мы говорили в самом начале беседы о том, что главная тема текста заключается в названии произведения. Верно? Я перед вами поставила задачу, проследить, как эта тема развивается по ходу произведения. - Что же мы увидели? Тема с ключами, которых не дождался Наполеон, нам помогает определить главную мысль произведения. - В чём она эта мысль скрывается? В каких словах? Главная мысль заключается в последнем предложении «Настоящая война только теперь начиналась». Французы ошиблись, думая о том, что они покорили Москву, русский народ. Надеялись на то, что всё завершено. Но русский народ не покорился. Он не сдал ключи от Москвы. Ключи – это символ непокорённого русского народа в Отечественной войне 1812 года. Вот почему произведение так называется.     Читать с. 203 «Конец похода»        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: