Славяно-греко-латинская академия. Главное здание Памятник И. и С. Лихудам. Скульптор В. Клыков

Культура России XVII в.

 

В XVII в. в истории русской культуры начался «новый период»: уходили в прошлое старые традиции, в науку, искусство и литературу проникали западные идеи. Означенные тенденции нашли выражение в увеличении печатной продукции, появлении первого высшего учебного заведения, зарождении театра и газеты. В литературе, живописи более популярными становятся гражданские мотивы, наблюдается стремление к реалистическому изображению событий и современников.

Просвещение и знания

Более широкого распространения достигла грамотность. В дворянских и купеческих кругах грамотность была обычным явлением. Многие горожане (торговые люди, ремесленники) умели читать и писать. Постепенно грамотность распространялась среди черносошного крестьянства, о чем свидетельствуют записи на рукописях XVII в., сделанные их владельцами - крестьянами. В 1618 г. в Вильно была издана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого - основа церковнославянской грамматической науки.

В XVII ст. в России появилось первое высшее учебное заведение. Сначала правительство открыло по инициативе боярина Федора Михайловича Ртищева, сыгравшего заметную роль в русском просвещении, в Москве в 1682 г. Типографскую школу при Андреевском монастыре. В 1685 г. учеников перевели в Богоявленскую школу, в которой преподавали не только церковные, но и светские науки (арифметику, риторику и пр.) монахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды, греки по происхождению. На основе этой школы возникла по инициативе Симеона Полоцкого, педагога и просветителя, в 1687 г. Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая видную роль в русском просвещении. Она размещалась в здании Заиконоспасского монастыря в Москве. Ученикам преподавали логику, философию, психологию, физику и пр. Среди выпускников академии

П. В. Постников, первый русский ученый, получивший степень доктора философии и медицины в университете Падуи, великий ученый М. В. Ломоносов.

Славяно-греко-латинская академия. Главное здание  Памятник И. и С. Лихудам. Скульптор В. Клыков

 

Развивались научные знания. В XVII в. были сделаны важные географические открытия на северо-востоке Азии. В 1633–1636 гг. казак Иван Ребров и полярный мореход Илья Перфильев прошли по р. Лене до ее устья, по морю до р. Яны и р. Индигирки. В 1641–1644 гг. помор, казачий атаман Михаил Васильевич Стадухин прошел по Индигирке и дошел до р. Колымы. В. 1643-46 гг. Василий Данилович Поярков обследовал берега Охотского моря. В 1648 г. Федот Алексеевич Попов и Семен Иванович Дежнев, проплыв из Ледовитого океана в Тихий, установили, что Азию отделяет от Америки пролив. В 1647–1651 гг. С. Дежнев совершил путешествие по Амуру. Картограф Семен Ульянович Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири», этнографическую карту и «Историю Сибирскую».

 

Литература

Основными литературными жанрами остаются слова, поучения, летописи. Произведения начала XVII в., посвященные событиям Смутного времени, содержат характеристики Федора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского и др. «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» Ивана Тимофеева, «Словеса дней и царей» Ивана Хворостинина отличаются пристрастностью и заинтересованностью авторов. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд «Синопсис», в котором излагалась история Руси с древнейших времен.

В жанре автобиографической литературы написано «Житие» протопопа Аввакума. Аввакум простым и выразительным языком говорит о своих деяниях, многострадальной жизни и борьбе за свои идеалы.

В «бунташном веке» в русской литературе появился жанр бытовой повести. «Повесть о Горе и Злочастии» описывает историю молодого человека, потерпевшего неудачу на жизненном пути. Сатирические произведения XVII в. осмеивают отрицательные стороны русской жизни. В «Повести о Ерше Ершовиче» под видом земельной тяжбы между ершом и лещом показаны неправедные приказные суды. «Повесть о Шемякином суде» изобличает взяточничество судей. Возникает сатира на церковные порядки, пьянство в монастырях, лицемерие монахов. Таковы «Калязинская челобитная», «Повесть о попе Савве», «Повесть о куре и лисице», «Праздник кабацких ярыжек».

В литературе второй половины XVII в. отчетливо звучат фольклорные элементы: в повестях об Азовском осадном сидении казаков, в сказаниях о начале Москвы, в повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком. В поэтической повести об Азовском осадном сидении народные запевы звучат в плаче казаков: «Простите нас, леса темныя и дубравы зеленыя. Простите нас, поля чистые и тихия заводи. Прости нас, море синее и реки быстрые».

«Бунташный век» нашел свое отражение в народной поэзии. Вокруг мощной фигуры Степана Разина сформировался цикл песен эпического характера. «Приворачивайте, ребята, ко крутому бережку, уж мы стену разобьем, а тюрьму по камню разнесем», воспевала сложенная народом песня подвиги Разина, звала к борьбе против феодального угнетения.

Известным педагогом и просветителем XVII в. был Симеон Полоцкий, учитель царских детей. Он развернул широкую литературную деятельность как автор многочисленных стихов, драматических произведений, а также учебников, проповедей и богословских трактатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: