Гравюра Н. И. Соколова. С. Полоцкий

Из документа (С. Полоцкий. Стихи к осудару цару Алексию Михайловичу Великия и Малыя ы Белыя Руси самодержцу):

"Велия радость сердце просвешчает,

Егда мя Господь стати сподобает

Пред лицем твоим, православны цару,

Многих царств ы княств крепкий господарю.

Ныне ликую весело и граю,

Егда на скипетр пресветый смотраю.

И падох егда к твоима ногама,

Лобзая верно десницу устама.

Ей же усердно желаю от Бога,

Да крепка будет на лета премнога,

Победит враги, смирит супостаты,

Иже не хошчют тя за цара знати.

Сотрет их выя, ы гордую славу

Во чест всих, цару, а тебе во славу…"

Дальнейшее развитие получило книгопечатание, главным центром которого стал Печатный двор в Москве. Здесь издавались в основном церковные книги. В первой половине XVII в. было выпущено около 200 изданий. Первой книгой гражданского содержания, напечатанной в Москве, был «Букварь» патриаршего дьяка Василия Бурцева-Протопопова ( 1634 г.). Во второй половине XVII в. количество изданных Печатным двором светских книг увеличилось, что было связано с потребностью в образовании. Среди них были «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», Таможенный устав. В конце XVII в. был издан букварь с красочными иллюстрациями К. Истомина, иеромонаха Чудовского монастыря, одного из первых учеников школы Лихудов. Воссоединение с Украиной дало толчок созданию печатного сочинения по истории. Иннокентий Гизель написал "Синопсис", содержавший рассказ о совместной истории России и Украины.

Букварь В. Бурцева-Протопопова, 1634 г.

С 1621 г. в Посольском приказе составлялась газета «Куранты» в виде рукописных сводок о событиях в мире.

 

Театр

Большим культурным событием стало появление в России первого театра. Элементы театральных постановок были на Руси и ранее, например представления скоморохов. Но первый театр возник в 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича. Была поставлена пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет. Пьеса понравилась царю, тем более что его духовник, чтобы избавить Алексея Михайловича от убеждения в греховности театральных постановок, привел примеры византийских благочестивых царей, любивших театральные зрелища. Режиссером придворного театра являлся И. Г. Грегори, пастор из Немецкой слободы. В 1675 г. его место занял С. Чижинский, воспитанник Киевской духовной академии. В придворном театре были поставлены балет и комедии об Адаме и Еве, об Иосифе. Труппа придворного театра (70 человек) была мужского состава. Со смертью Алексея Михайловича театр прекратил свое существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: