· Понравилось вам стихотворение?
· Какое настроение вызвало оно у вас?
Это стихотворение Рубцов посвятил своему другу Василию Белову, который тоже писал о родине, родных местах. Каждый из них хотел провести диалог между читателем и писателем и донести до нас своё видение и понимание слова “родина”.
· А какие устаревшие слова встретились вам в этом стихотворении? Выписать их
· Кто знает значение этих слов?
· Где можно найти лексическое значение незнакомых слов?
- В “Толковом словаре” найдите слова и запишите их лексическое значение: Погост, обоз, обитель.
(Это конспектировать не надо: Будем учиться читать выразительно это произведение. Попробуем проникнуть в настроение автора, выяснить, чем оно вызвано и с помощью каких приемов показано.
Задания: Обратите внимание на знаки препинания в конце первой строки.
Тихая моя родина! (Это восклицательный знак).
Ответить письменно на вопросы с кружочком:
- С какой интонацией надо прочитать эти слова?
Что стоит в конце второй строки?
Ивы, река, соловьи... (Многоточие). Этот литературный прием называется умолчание.
Как надо прочитать эту строку? С паузами, не спеша, с многозначительностью потому, что автор, используя этот прием, заставляет задуматься.
· А как вы представляете себе свою родину?
С какой интонацией надо читать следующие две строки?
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои. (С сожалением, грустью)
На какие слова вы бы сделали логические ударения? (Мать, в детские годы)
· Какие слова говорят о том, что автор давно здесь не бывал? (найдите в стихотворении эти строки и запишите, например: Где же погост? Вы не видели?
· Какие слова повторяются вновь и вновь? Запишите эти строки
Какие еще приметы старого ищет поэт в своем селе? Запишите. Например: Там, где я плавал за рыбами,
Эти строки надо прочитать с грустью о прошлом, так как изменилось село, но человека тянет вернуться к родным местам, туда, где сохранилась память о своих родных, соседях, одноклассниках. Вновь хочется почувствовать себя мальчишкой.
- Какое же желание осталось у автора? Найдите строки о речке и выпишите
- Как называется этот прием?
- Почему речка туманная?
- Давайте найдём повтор: выпишите его
Этот прием показывает, что все меняется, и жизнь меняется, но память остается навеки привязанной к тем местам, которые были дороги.
Следующие строки говорят об этой привязанности: Чувствую самую жгучую, // Самую смертную связь). Это художественное средство называется …..(записать)
· Какие чувства надо передать слушателям? Найти строки в стихотворении и выписать их
· Какие же слова особенно подчеркивают это? Выпишите эти строки. Подсказка: это строки: Тихая моя родина // я ничего не забыл и т.д.)
8. Да, чудесную песнь любви русской души к родине вслед за Есениным пропел Николай Рубцов, но не повторил, а извлек небывалые звуки и чувства. Первое впечатление — удивительно простое и ясное, понятное всякому, кто хранит в душе тепло детских воспоминаний и материнских прикосновений. Невозможно читать эти строки громко: кажется, помешаешь, вспугнешь человека, оглядывающего родную деревню, с нежностью и печалью признающего: "Тихая моя родина, Я ничего не забыл". Проводя долгие часы наедине с природой, Рубцов становился как бы частью ее, растворялся в таинственных шорохах ее жизни, раскрывая ее секреты.
В чем мудрость, главная мысль этого стихотворения? (Надо любить и беречь свою родину, родные места, людей, с которыми общаешься, и ценить это общение).
Напишите вывод по поводу прочитанных строк.
Николай Рубцов прожил короткую жизнь, не успев не только опубликовать, но даже записать все произведения, которые родились у него в голове. Но и то, что он оставил нам, со всей очевидностью позволяет утверждать: не забвению, а будущему принадлежит поэзия Рубцова, чем и объясняется значительный интерес читателей к личности поэта.
Домашнее задание
- Чтение наизусть стихотворения Н.Рубцова “Тихая моя родина” выразительно, передавая чувства и мысли поэта.
- Творческая часть нарисовать иллюстрации к любому отрывку из этого стихотворения.
- Выучить одно из стихотворений Н.Рубцова (по выбору обучающегося)
ТЕМА: Традиции Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина в поэзии Н.М.Рубцова
ЦЕЛЬ: показать связь с лирикой раскрыть Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова Раскрыть традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова,.продолжить развитие навыка анализа поэтического текста; способствовать развитию эмоциональной сферы, чувства художественного слова, чтения; развивать осмысленность, логичность, склонность к исследовательской деятельности. Воспитывать на примере лирики поэта общечеловеческие ценности, чувство любви к Родине, ко всему живому на земле, к поэтическому слову.