Ответить письменно на вопросы

· Понравилось вам стихотворение?

· Какое настроение вызвало оно у вас?

Это стихотворение Рубцов посвятил своему другу Василию Белову, который тоже писал о родине, родных местах. Каждый из них хотел провести диалог между читателем и писателем и донести до нас своё видение и понимание слова “родина”.

· А какие устаревшие слова встретились вам в этом стихотворении? Выписать их

· Кто знает значение этих слов?

· Где можно найти лексическое значение незнакомых слов?

  • В “Толковом словаре” найдите слова и запишите их лексическое значение: Погост, обоз, обитель.

 

(Это конспектировать не надо: Будем учиться читать выразительно это произведение. Попробуем проникнуть в настроение автора, выяснить, чем оно вызвано и с помощью каких приемов показано.

Задания: Обратите внимание на знаки препинания в конце первой строки.

Тихая моя родина! (Это восклицательный знак).

Ответить письменно на вопросы с кружочком:

  • С какой интонацией надо прочитать эти слова?

Что стоит в конце второй строки?

Ивы, река, соловьи... (Многоточие). Этот литературный прием называется умолчание.

Как надо прочитать эту строку? С паузами, не спеша, с многозначительностью потому, что автор, используя этот прием, заставляет задуматься.

· А как вы представляете себе свою родину?

С какой интонацией надо читать следующие две строки?


Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои. (С сожалением, грустью)

На какие слова вы бы сделали логические ударения? (Мать, в детские годы)

· Какие слова говорят о том, что автор давно здесь не бывал? (найдите в стихотворении эти строки и запишите, например: Где же погост? Вы не видели?

· Какие слова повторяются вновь и вновь?   Запишите эти строки
Какие еще приметы старого ищет поэт в своем селе? Запишите. Например: Там, где я плавал за рыбами,

Эти строки надо прочитать с грустью о прошлом, так как изменилось село, но человека тянет вернуться к родным местам, туда, где сохранилась память о своих родных, соседях, одноклассниках. Вновь хочется почувствовать себя мальчишкой.

  • Какое же желание осталось у автора? Найдите строки о речке и выпишите
  • Как называется этот прием?
  • Почему речка туманная?
  • Давайте найдём повтор: выпишите его

Этот прием показывает, что все меняется, и жизнь меняется, но память остается навеки привязанной к тем местам, которые были дороги.

Следующие строки говорят об этой привязанности: Чувствую самую жгучую, // Самую смертную связь). Это художественное средство называется …..(записать)

· Какие чувства надо передать слушателям? Найти строки в стихотворении и выписать их

· Какие же слова особенно подчеркивают это? Выпишите эти строки. Подсказка: это строки: Тихая моя родина // я ничего не забыл и т.д.)


8. Да, чудесную песнь любви русской души к родине вслед за Есениным пропел Николай Рубцов, но не повторил, а извлек небывалые звуки и чувства. Первое впечатление — удивительно простое и ясное, понятное всякому, кто хранит в душе тепло детских воспоминаний и материнских прикосновений. Невозможно читать эти строки громко: кажется, помешаешь, вспугнешь человека, оглядывающего родную деревню, с нежностью и печалью признающего: "Тихая моя родина, Я ничего не забыл". Проводя долгие часы наедине с природой, Рубцов становился как бы частью ее, растворялся в таинственных шорохах ее жизни, раскрывая ее секреты.

 

В чем мудрость, главная мысль этого стихотворения? (Надо любить и беречь свою родину, родные места, людей, с которыми общаешься, и ценить это общение).

Напишите вывод по поводу прочитанных строк.

     

 

 Николай Рубцов прожил короткую жизнь, не успев не только опубликовать, но даже записать все произведения, которые родились у него в голове. Но и то, что он оставил нам, со всей очевидностью позволяет утверждать: не забвению, а будущему принадлежит поэзия Рубцова, чем и объясняется значительный интерес читателей к личности поэта.

 

Домашнее задание

  1. Чтение наизусть стихотворения Н.Рубцова “Тихая моя родина” выразительно, передавая чувства и мысли поэта.
  2. Творческая часть нарисовать иллюстрации к любому отрывку из этого стихотворения.
  3. Выучить одно из стихотворений Н.Рубцова (по выбору обучающегося)

 

 




ТЕМА: Традиции Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина в поэзии Н.М.Рубцова

ЦЕЛЬ: показать связь с лирикой раскрыть Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова Раскрыть традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова,.продолжить развитие навыка анализа поэтического текста; способствовать развитию эмоциональной сферы, чувства художественного слова, чтения; развивать осмысленность, логичность, склонность к исследовательской деятельности. Воспитывать на примере лирики поэта общечеловеческие ценности, чувство любви к Родине, ко всему живому на земле, к поэтическому слову.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: