Образ дороги со всеми ее приметами проходит через все произведение

- Найдите общие черты изображения России в стихотворении Лермонтова «Родина» и Блока «Россия»:

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге…

М.Ю.Лермонтов

Ну, что ж? Одной заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка…

А.А.Блок

- Сравните описание России Н.В.Гоголем в «Мертвых душах» и строки стихотворения Блока.

 

«... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться… кони вихрем, спицы в колесах…– и вон она понеслась, понеслась, понеслась!..

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?... Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа…» Н.В.Гоголь

 

 

- Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором читателя.

 

Блок продолжает традиции золотого века и начинает первую строку:

«Опять, как в годы золотые…»

Блок начинает со слова «опять».

- Сравнить начало и конец стихотворения. О чем пишет поэт?

- Дорога - это символ обновления жизни, стремления двигаться вперед, искать смысл бытия. Автор использует в построении стихотворения кольцевую композицию

 

- Какие два лика, два образа России созданы в одноимен­ном стихотворении Блока? Как определяет поэт свое отношение к Родине?

Один лик — нищета России («избы се­рые», «расхлябанные колеи», «заботы»)

Другой лик – это образы, символизирую­щие богатства России:

«песни ветровые», «плат узорный до бровей», «разбойная краса», и, конечно, незабываемая природа»

 





Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу».

- Как вы понимаете эти слова?

- Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

 

Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
- В образе какой женщины предстает Россия, матери, любимой девушки, жены?

Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

 

И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

 

- Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены.








Россия предстает в образе женщины, жены. Блок полагал, что грядущую катастрофу мира предотвратит женское начало – неиссякаемый источник любви и самоотверженности.

Стихи Блока мелодичны. Блок узаконил такой раз­мер в своем творчестве, как дольник, (в строках совпадает только число ударных слогов), что способствовало усилению мелодичности звучания его стихов.

- Какие изо­бразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкального стиха»


IV. Выполнить тест.

  1. К какому веку в литературе относится творчество А. Блока?

 

  1. Назовите поэтическое течение, представителем которого являлся А.А. Блок.

 

  1. Какие два лика, два образа России созданы в одноимен­ном стихотворении Блока?

Это произведение гражданской, патриотической лирики, а так­же мы видим и философское осмысления судьбы России.

 

 

  1. Определить род и жанр произведения

Изо­бразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкальности стиха»

  1. Какова тема? Какова идея?

 

  1. Какие изо­бразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкального стиха»? назовите их.

- «годы золотые», «спицы росписные», «песни ветровые»;

- «вязнут спицы», «звенит...песня»;

- «одной слезой река шумней», «блеснет...мгновенный взор»;

- Твои мне песни ветровые – /Как слёзы первые любви!

 

  1. Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик

Центрального образа стихотворения А.А. Блока.

 

  1. Какие синтаксические конструкции

Использует автор стихотворения? Определить строфу.

строфа – сложносочинённое предложение

  1. Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении «Россия»? Найти в стихотворении строки сострадания и жалости, восхищения и отчаяния, надежды и гордости.

 

Вывод. Стихотворение А. Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

 

Итог урока.

- Наш урок был посвящен Всемирному дню поэзии, на котором мы читали стихи. Анализировали Стихотворение А. Блока «Россия» и сделали вывод: А.Блок – патриот, в своем стихотворении он показал не только историческое время, но и безграничную любовь, как к нищей, убогой России, так и ее прекрасной природе, а главное, что смысл его стихотворения «Россия» - это вера поэта в будущее России. А в доказательство наши ученики прочитали свои стихи о Великой современной России и посмотрели видеоролик «Россия – великая держава.

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.  написать сочинение, ответив на 10 вопрос: Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении «Россия»? Найти в стихотворении строки сострадания и жалости, восхищения и отчаяния, надежды и гордости. Выписать тх

Прочитать поэму с. Есенина «пугачев»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: