- Найдите общие черты изображения России в стихотворении Лермонтова «Родина» и Блока «Россия»:
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге…
М.Ю.Лермонтов
Ну, что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка…
А.А.Блок
- Сравните описание России Н.В.Гоголем в «Мертвых душах» и строки стихотворения Блока.
«... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться… кони вихрем, спицы в колесах…– и вон она понеслась, понеслась, понеслась!..
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?... Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа…» Н.В.Гоголь
- Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором читателя.
Блок продолжает традиции золотого века и начинает первую строку:
|
|
«Опять, как в годы золотые…»
Блок начинает со слова «опять».
- Сравнить начало и конец стихотворения. О чем пишет поэт?
- Дорога - это символ обновления жизни, стремления двигаться вперед, искать смысл бытия. Автор использует в построении стихотворения кольцевую композицию
- Какие два лика, два образа России созданы в одноименном стихотворении Блока? Как определяет поэт свое отношение к Родине?
Один лик — нищета России («избы серые», «расхлябанные колеи», «заботы»)
Другой лик – это образы, символизирующие богатства России:
«песни ветровые», «плат узорный до бровей», «разбойная краса», и, конечно, незабываемая природа»
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу».
- Как вы понимаете эти слова?
- Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.
Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
- В образе какой женщины предстает Россия, матери, любимой девушки, жены?
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
- Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены.
Россия предстает в образе женщины, жены. Блок полагал, что грядущую катастрофу мира предотвратит женское начало – неиссякаемый источник любви и самоотверженности.
|
|
Стихи Блока мелодичны. Блок узаконил такой размер в своем творчестве, как дольник, (в строках совпадает только число ударных слогов), что способствовало усилению мелодичности звучания его стихов.
- Какие изобразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкального стиха»
IV. Выполнить тест.
- К какому веку в литературе относится творчество А. Блока?
- Назовите поэтическое течение, представителем которого являлся А.А. Блок.
- Какие два лика, два образа России созданы в одноименном стихотворении Блока?
Это произведение гражданской, патриотической лирики, а также мы видим и философское осмысления судьбы России.
- Определить род и жанр произведения
Изобразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкальности стиха»
- Какова тема? Какова идея?
- Какие изобразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкального стиха»? назовите их.
- «годы золотые», «спицы росписные», «песни ветровые»;
- «вязнут спицы», «звенит...песня»;
- «одной слезой река шумней», «блеснет...мгновенный взор»;
- Твои мне песни ветровые – /Как слёзы первые любви!
- Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик
Центрального образа стихотворения А.А. Блока.
- Какие синтаксические конструкции
Использует автор стихотворения? Определить строфу.
строфа – сложносочинённое предложение
- Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении «Россия»? Найти в стихотворении строки сострадания и жалости, восхищения и отчаяния, надежды и гордости.
Вывод. Стихотворение А. Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.
Итог урока.
- Наш урок был посвящен Всемирному дню поэзии, на котором мы читали стихи. Анализировали Стихотворение А. Блока «Россия» и сделали вывод: А.Блок – патриот, в своем стихотворении он показал не только историческое время, но и безграничную любовь, как к нищей, убогой России, так и ее прекрасной природе, а главное, что смысл его стихотворения «Россия» - это вера поэта в будущее России. А в доказательство наши ученики прочитали свои стихи о Великой современной России и посмотрели видеоролик «Россия – великая держава.
Выставление оценок.
- Домашнее задание. написать сочинение, ответив на 10 вопрос: Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении «Россия»? Найти в стихотворении строки сострадания и жалости, восхищения и отчаяния, надежды и гордости. Выписать тх
Прочитать поэму с. Есенина «пугачев»