II. Изучение нового материала

Класс

Тема 4: «Интерьер как синтез искусств в архитектуре»

Урок 2: «Мозаика –этапы развития как вида монументальной живописи»

Цели: изучение истории мозаики, знакомство с видами материалов, с использованием мозаики в современном искусстве, закрепление навыков работы нетрадиционными материалами.

Тип урока: Комбинированный.

Образовательные ресурсы: материал размещенвсообществе «Школьная библиотека СШ№18 г. Макеевка» в социальной сети «В Контакте» https://vk.com/public91256229.

Наглядно-демонстрационный материал: фотографии мозаики.

Основные понятия и термины: мозаика, декоративная композиция, монументальное искусство, смальта, майолика, прямой и обратный набор.

Оборудование и материалы: альбомная бумага А4, клей, ножницы, материал для выполнения мозаики. 

                                          Ход урока

I. Организационный момент

Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны были быть вечны и эти картины.

Мозаика очень старый материал, но она не потеряла своей популярности и в наши дни. Объясняется это тем, что мозаика имеет ряд неоспоримых достоинств. Её легко укладывать, ею можно облицовывать криволинейные поверхности.

В современном искусстве тоже используют декоративные мозаичные композиции для оформления фасада зданий, создания роскошных и неповторимых интерьеров, а также изготовления поделок.

II. Изучение нового материала.

В Древней Греции набирали мозаику из кусочков цветного камня. После из кусочков специально сваренного глушеного (непрозрачного) стекла – смальты. Особенно распространились мозаичные полы и мозаичные картины на стенах в римском искусстве с I в. до н. э. Основной элемент римской мозаики – маленький кубик цветного камня или смальты, так называемый модуль. Чем меньше модуль, тем тоньше и изящнее получается мозаичное произведение. Мелкомодульные мозаики используются в декоративно-прикладном искусстве – ими облицовываются шкатулочки, столешницы и т.д. Но основная область применения мозаики – монументальное искусство.

(Ознакомтесь с исследовательским проектом с творческим экспериментом "Путь искусства мозаики от прошлого к настоящему" https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skii-proiekt-s-tvorchieskim-ekspier.html)

 

 

Огромная смальтовая мозаика выложена в алтаре Софийского собора в Киеве. Здесь же неподалеку, на территории Лавры, при раскопках были обнаружены мастерские стеклодувов с остатками смальты. Они относятся к XI-XII вв. Большого развития достигло мозаичное искусство в Грузии.

В России возрождение мозаичного искусства связано с работами М.В.Ломоносова, построившего Усть-Рудицкую стеклодельную фабрику и разработавшего ряд новых рецептов варки цветных стекол для смальты. Широко известен его мозаичный портрет Петра I, а также картина «Полтавская баталия».

В Италии, в городе Флоренции, в XVI в. распространился другой вид мозаичной техники: картины или орнаменты набирались из более крупных кусков цветных мраморов, вырезанных по шаблонам, соответствующим основным линиям рисунка. Такая мозаика получила название мраморной или флорентийской. Кроме того, мозаика может выполняться из больших или мелких кусков цветной поливной керамики – майолики, даже из кирпичей, одна сторона которых покрыта цветной глазурью. Украшение архитектурных сооружений орнаментальной майоликовой мозаикой особенно распространено на Ближнем Востоке, в Средней Азии. Много прекрасных памятников такого искусства в Бухаре, Самарканде.

Когда поливными кирпичами или плитками облицовывается стена, портал, купол, то применяется техника так называемого прямого набора, т.е. цветной камень, плитка или кусочек смальты укладывается на стену, куда предварительно нанесен известковый или цементный раствор.

Однако делать «прямым набором» мелкомодульные римские мозаики очень трудоемко и долго. Поэтому сегодня гораздо чаще используется техника «обратного набора»: на листы обычной бумаги наносят линии будущего изображения, затем эти листы намазывают клеем и на клей по линиям рисунка укладывают смальту лицевой стороной вниз. После этого листы заливают раствором и, когда он «схватится», набор переворачивают. Обычно такие плиты делают размером 1на 1 метр. А потом монтируют их на стене как часть большого мозаичного панно.    

 III.Творческое задание

Вам необходимо познакомиться с дополнительным материалом на странице сообщества «Школьная библиотека СШ №18 г. Макеевка» в социальной сети «В Контакте» https://vk.com/public91256229.

Вам предстоит выполнить мозаику на любую тематику из различного нетрадиционного материала, используя законы композиции и контрастности цвета.

Повторим, что такое композиция.

Композиция – составление отдельных частей в целое, это и сам процесс сочинения художественного произведения, обусловленное замыслом художника. Композиция служит средством выражения главной мысли, идеи произведения.

Важным средством выразительности в композиции является противопоставление предметов по величине (маленькое и большое), светлоте (темное и светлое), очертаниям силуэта (прямое и кривое). Такое противопоставление называют контрастом в композиции. Также не забывайте о контрастности цвета для создания яркой работы.

Разрабатывая композицию, художник решает симметрично или асимметрично расположить изображаемые предметы, чтобы придать динамику или, наоборот, ощущение покоя в произведении.

Художник ищет в своем произведении такой связи между отдельными частями рисунка, освещением, цветом, которая порождала бы их полную слитность, согласованность, гармоничность.

Изучение композиции в опытах собственного творчества и в разборе произведений искусства – важнейший момент работы художника.

На современном этапе используют мозаику для оформления интерьера не только из керамики или цветного непрозрачного стекла, но также из нетрадиционных материалов: морских камней, ракушек, пластика, дисков, деревянных кубиков, крышек, пробок от различных напитков, гвоздей, кнопок и т.д. (Фантастическая мозаика из необычных предметов (самые большие современные мозаики в мире) https://novate.ru/blogs/270114/25231/)

Также нетрадиционные материалы используют для детских поделок и небольших по размеру изделий, украшенных мозаикой: цветной пластик, фольга, ткань, бусинки, пуговицы, яичная скорлупа, цветной скотч, пенопласт, ракушки, зерна, косточки и т.д.  

Домашнее задание: выполнить на альбомном листе А4 мозаику из различного нетрадиционного материала, используя законы композиции и контрастности цвета, фото работы выслать учителю.

(если у вас нет нетрадиционных материалов, используйте в работе цветную бумагу, фольгу, цветной скотч, старые открытки, фантики, старые обложки для книг и т.д.)

Литература:

1.Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – С. 226-228, ил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: