Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель реализована

Слайд.

Проблема эстетического воспитания детей с нарушениями зрения, является одной из актуальных. Значительное снижение зрения или его полное отсутствие обусловливает специфические особенности ориентировки ребенка в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения. Именно поэтому важно заниматься развитием социально-бытовой ориентировки.

Слайд.

Объект, цель и задачи представлены на слайде.

Предмет – занятия по социально бытовой ориентировке, которые включают игры, упражнения, способствующие эстетическому развитию старших дошкольников с нарушениями зрения.

Слайд.

База исследования –школа № 127 (дошкольное отделение) г. Челябинска».

В исследовании приняло участие 6 детей в возрасте 6-7 лет с нарушениями зрения.

Слайд.

Остановимся на понятийном аппарате нашего исследования

С определением эстетического воспитания и развития можно познакомиться в трудах Мамедовой И.М, Шацкой В,Н, Солнцевой Л.И., Денискина В.З и т.д.

Эстетическое воспитание - это одно из направлений педагогики, нацеленное на формирование способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать, создавать и ценить прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Слайд.

Вопросами эстетического воспитания с древности интересовались многие философы, искусствоведы, культурологи, психологи и педагоги. Появление зачатков эстетической деятельности и эстетического сознания относится к глубокой древности и отражено в учениях Аристотеля, Платона. Демокрита, М.Т. Цицерона.

 

 

Этой проблеме уделяется большое внимание в современной отечественной литературе (Н.М. Аршавская, Л.А. Антонова, А. Буров, А.Г. Голыбина, Л.А. Гусакова, Н.М. Зборовский, Г.И. Иваненко, Л.Н. Коган, Б.Т. Лихачев).

6 слайд:

    Эстетическое воспитание играет уникальную роль в развитии и совершенствовании личности слепых и слабовидящих.

Слайд

Занятия по социально-бытовой ориентировке способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию эстетического вкуса и творческих способностей детей.

Привитие знаний этикета, через коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке является эффективным средством по воспитанию и формированию эстетического вкуса, этических норм и навыков культуры поведения.

Формируя эстетический вкус посредством социально-бытовой ориентировки и воспитывая элементарные навыки культуры поведения следует отметить, что узость и ограниченность восприятия мешает обучающимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой непривычной обстановке.

В процессе занятий дети с нарушением зрения получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им успешно адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами поведения, принятыми в обществе.

Слайд

Следует обратить внимание на то, что занятия по социально-бытовой ориентировке заключают в себе наибольшие возможности для коррекции имеющихся у детей с нарушением зрения вторичных отклонений в развитии.

Обусловлено это тем, что именно на занятиях этого вида тифлопедагог активизирует все знания, умения и навыки, сформированные у каждого ребенка на специальных коррекционных занятиях по развитию сенсорики (зрительного восприятия, осязания, мелкой моторики и т.д.) и по ориентировке в пространстве.              Ребенку предоставляется максимум самостоятельности в их использовании в различных видах деятельности и ситуациях.

Слайд

Вопрос диагностики эстетического развития дошкольников является наименее разработанным в педагогической литературе. Существующие методики в основном направлены на выявление уровня культурного и духовного развития детей.

Наше исследование мы начали со второго курса. За два года мы разработали курсовой проект «Особенности эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения», содержание которого предусматривало организацию и содержание психолого-педагогической диагностики формирования эстетического восприятия у старших дошкольников с нарушениями зрения, которая включала в себя три серии заданий:

(2 серии представлены на слайде)

Диагностика проводится в три серии, индивидуально с каждым ребенком.

Первые 2 серии мы использовали в исследованиях в рамках проекта, а 3 серию мы используем в рамках квалификационного исследования.

Слайд

Цель – изучить умения самостоятельно сервировать стол, вести себя в соответствии с требованиями этикета.

Слайд-12 слайд

Параметры изучения и критерии оценивания представлены на слайде

Слайд

В результате мы получили следующие данные

Дети недостаточно используют знания о правильной сервировке стола: не правильно раскладывают столовые приборы, путают расположение вилки и ножа.

Многие затруднялись во внесении атрибутов в соответствии с праздником. Дети не считали нужным использовать вазу с цветами, или ставили ее на край стола.

Накрывали на стол не обращая внимание на красоту и сочетаемость предметов. Не учитывали контраст, симметрию, ритм, пропорциональность, цвет, форму.

Во время игровой ситуации в общении с гостями были вежливы, не забывали желать «приятного аппетита», но часто перебивали друг друга и не дослушивали до конца.

Во время завтрака и обеда кушали аккуратно, но забывали про другие правила этикета. Дети жевали с открытым ртом, причмокивали губами, оставляли ложку в чашке, облизывали пальцы, набивали до отказа рот. 

Не правильно держали столовые приборы и не аккуратно пользовались кружкой.

Слайд

Проведенное нами исследование позволило выявить следующие особенности эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Слайд

На основе изучения развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, нами было продумано содержание коррекционной работы, которую мы будем проводить в рамках занятий по социально-бытовой ориентировке.

Слайд

 

Занятия по социально-бытовой ориентировке проводит учитель-дефектолог, при этом он планирует задания для детей, которые они будут выполнять в свободное время под контролем воспитателя. По нашему мнению, если проводить данную работу, то можно проследить тенденцию к улучшению ситуации по эстетическому развитию детей

Таким образом на наш взгляд если на занятиях по сбо реализовать игры и упражнения, способствующие развитию эстетического восприятия, то наметится тенденция по улучшению данного процесса.

Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель реализована.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: