Ход лабораторной работы

Физика 9 класс

.

Тема: «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров.» (тему записать в тетрадь).

Обязательная литература

1. Белага В.В.Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев. -2-е изд.- М.: Просвещение, 2016. – 175 с.

Теоретические сведения (устно).

В данной теме предстоит выполнить лабораторный работу, посвященную наблюдению сплошного и линейчатого спектров.

Прежде чем приступить к выполнению лабораторной работы, вспомним, что такое спектр, а также их виды и типы.

Спектр — это совокупность цветовых полос, получающихся при прохождении светового луча через преломляющую среду.

Различают спектры испускания (это спектр, получаемый при разложении света, излученного самосветящимися телами) и спектр поглощения, который получают, пропуская свет от источника со сплошным спектром, через вещество, атомы и молекулы которого находятся в невозбужденном состоянии.

Спектры испускания разделяют на три сильно отличающихся друг от друга типа, которые определяются состоянием светящегося объекта. Это сплошные или непрерывные спектры, которые излучаются раскаленными твердыми и жидкими веществами, а также газами под большим давлением.

Линейчатые спектры, которые получают от светящихся атомарных газов. И полосатые спектры, которые излучаются молекулярным газом.

Посмотрите видео урок предсавленный по ссылке:

https://videouroki.net/video/38-laboratornaia-rabota-4-nabliudieniie-sploshnogho-i-linieichatogho-spiektrov.html

Лабораторная работа №5.   Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

 (записываем на листочке)

Цель работы: наблюдать сплошной спектр излучения электрической лампы и линейчатых спектров излучения ионизированных газов.

 

Оборудование: спектроскоп прямого зрения или спектроскоп двухтрубный, набор спектральных трубок, выпрямитель или аккумуляторная батарея напряжением 6 В, прибор для зажигания спектральных трубок, лампа накаливания на подставке, люминесцентная лампа, ключ, реостат, соединительные провода, штатив, набор цветных карандашей, таблицы со спектрами излучения газов, находящихся в спектральных трубках.

Ход лабораторной работы.

Для начала укрепите спектроскоп в штативе таким образом, чтобы щель его коллиматора была расположена вертикально. Перед щелью на расстоянии нескольких сантиметров установите электрическую лампочку на подставке так, чтобы ее нить накаливания была на высоте щели, и подключите лампу через реостат к источнику тока.

После этого включите лампу и при полном накале наблюдайте сплошной спектр излучения нити.

Постепенно уменьшая накал нити, наблюдайте ослабление яркости спектра и постепенное исчезновение спектральных цветов, начиная с фиолетового. Зарисуйте цветными карандашами картину спектра, наблюдаемого вами.

 Рис 1 (рисуем на листочке цветными карандашами)

Теперь перейдем к рассмотрению спектров различных газов. Для этого необходимо вставить трубку с исследуемым газом, например с гелием, в держатель прибора для зажигания спектральных трубок и подключить прибор к источнику напряжения.

Затем зажгите спектральную трубку и рассмотрите в спектроскоп линейчатый спектр излучения гелия. После чего зарисуйте его цветными карандашами и опишите основные цвета в наблюдаемой последовательности.

Повторите наблюдение со спектральной трубкой, наполненной другим газом (например, водородом, неоном, аргоном или криптоном) и зарисуйте его спектр излучения.

После проделанной работы, сравните полученные линейчатые спектры излучения с табличными спектрами соответствующих газов и сделайте вывод.

 Рис 2 (рисуем на листочке цветными карандашами)

Ответьте на контрольные вопросы на листочке письменно:

1. Какие вещества дают сплошной спектр?

2. Какие вещества дают линейчатый спектр?

3. Объясните, почему отличаются линейчатые спектры различных газов.


 


Урок на 10.04.2020 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: