Понятие речевой ситуации

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

ДИСЦИПЛИНА: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

РАЗДЕЛ 6. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ТЕМА 6.1 РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ПОСТУПОК. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СЕРГЕЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

 

 

Екатеринбург

Раздел 6. Речевое поведение человека

Тема 6.1 Речевое действие как поступок. Речевая ситуация и её составляющие

Цель: знать, что такое речевое действие (акт, поступок), какие бывают типы речевых действий, рассмотреть речевое действие в поведении человека; дать понятие речевой ситуации, вспомнить определение, данное Аристотелем, сравнить два определения, назвать основные элементы структуры речевой ситуации; материал лекции позволит поставить общепредметную задачу морально-эстетического воспитания учащихся.

Вид занятия: урок ознакомления с новым материалом (лекция с элементами беседы)

Оборудование: оформленная доска, тетради по предмету, ручки, карандаши.

 

План лекции

1. Понятие речевого действия (акта).

2. Типы речевых действий.

3. Понятие речевой ситуации.

4. Основные элементы структуры речевой ситуации.

 

Понятие речевого действия (акта)

Человек, произносящий какое-нибудь высказывание, поступает так, желая получить некий результат. Это значит, что, говоря, мы действуем, совершаем поступок, совершаем определённое действие, направленное на адресата. Это действие, определяемое целью (намерением) говорящего, называется «речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие» (приведённые терминыявляются синонимами).

В нашем словаре есть такие слова и выражения, которые будучи произнесёнными в реальной речевой ситуации, сами по себе являются поступками. Таковы, например, глаголы просить, обещать, благодарить, поздравлять и подобные. Когда мы говорим Благодарю вас мы самой этой фразой производим действие, совершаем поступок – выражаемблагодарность. Обещаю тебе принести книгу – речевой акт – «обещание»; Поздравляю – произносим мы и совершаем таким образом ритуал поздравления – тоже поступок, речевой акт. Но речевые поступки вовсе не всегда требуют определённых, специальных, «словарных» средств. Возьмём слова-предложения да и нет. Представим церемонию бракосочетания. Люди, произносящие в этом речевом событии да, тоже совершают таким образом конкретное действие, поступок, который надолго определит их судьбу, - вступают в брак. Такова сила слова, в этой ситуации величайшая. Однако в громадном большинстве жизненных коллизий – в повседневном общении, в профессиональной деятельности – речь, не будучи столь очевидно действенной, всё же всегда может быть понята как поступок. Именно так и учит понимать речь риторика, древняя и новая. Сила словесного воздействия может быть незаметна, но она всегда велика.

 

Типы речевых действий

Типы рече­вых актов (поступков) чаще всего выделяют в соот­ветствии с речевыми целями говорящего. Назовем некоторые из основных, но только те, которые осо­бенно существенны для риторики, и сформулируем нашу ти­пологию речевых актов в соответствии с риторическими зада­чами.

Типы речевых действий

Цель говорящего (речевое намерение) Тип речевого акта (речевого действия)
1. Сообщить, информировать Сообщение информации  
2. Высказать и дока­зать свое мнение Убеждение
3. Побудить к действию Побуждение
4. Обсудить проблему с помощью партнера, найти вместе с ним истину Поиски смысла
5. Выразить свое видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного Оценка (похвала и порицание)
6. Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом речевого общения как таковым Игровые речевые акты
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную картину» мира Эмотив

 

В любой реальной речи крайне редко осуществляется толь­ко одна из названных в таблице целей говорящего и, соот­ветственно, выступает один определенный тип речевых актов. Даже в «сухом» и чисто информативном на первый взгляд со­общении о погоде или в метеорологическом прогнозе нередко присутствует более или менее выраженная оценка сообщаемо­го (+ или -) и эмоции говорящего по этому поводу.

Оценка редко выступает в речи без эмоций, информация — вне того и другого. Поэтому каждый из выделенных нами основных типов речи мо­жет быть соотнесен с несколькими типами речевых актов, ко­торые в нем осуществляются, а следовательно, в каждом типе речевых действий реализуется не одна, а сразу несколько целей говорящего.

Как видим, каждый речевой акт как единица речевого по­ведения представляет собой словесное выражение определенного намерения говорящего, приводит к конкретным результатам, а значит, является поступком, речевым действием.

 

Понятие речевой ситуации

Условия и обстановка, в которой происходит речевое общение, и все те, кто в нем участвует – это, так сказать, «сцена действия» и «действующие лица». Драматурги, разбивая текст пьесы на действия, сцены, явления и картины, делают примерно то же самое, что исследователи речевого поведения и специалисты по современной риторике, когда анализируют речевое собы­тие. Текст пьесы — это, по сути дела, и есть речевая ситуация, вернее, её словесная (вербальная) часть, а членение пьесы на круп­ные части (действия), иногда на еще более мелкие внутри них (сцены, картины) и совсем мелкие, из которых складываются сцены — явления, — это определение структуры речевой ситуации драматического произведения. Единицы речевой ситуации (действие, сцена, картина, явление) «вкладываются» друг в друга, как матрешки. Речевое событие сходно с «явлением» в классической пьесе: есть определенный набор участ­ников — «действующих лиц», обстановка, в которой происхо­дит «явление», и диалог, протекающий в ней. Если состав участников меняется (появляются новые лица или ухо­дят прежние) или происходит «перемена декораций», насту­пает новое «явление» — новое речевое событие. Это можно продемонстрировать на примере фрагмента пьесы А.Н.Ост­ровского «Гроза».

Действие третье.

Сцена 1-я.

Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка. Кабанова и Феклуша сидят на скамейке.

Явление первое.

[Феклуша:] Последние времена, матушка Марфа Игнатьев­на, последние, по всем приметам последние <далее следует известный диалог>.

Входит Дикой.

Явление второе.

Те же и Дикой.

Как видно, и в жизни, и в драматургии появление нового персонажа — участника речевого общения (здесь — Дико­го) — отмечает начало нового речевого события — «явления».

Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в кото­рых происходит общение, называют речевой ситуацией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: