Основные элементы структуры речевой ситуации

Для риторики, древней и новой, теоретической и практической, понятие «речевая ситуация» особенно важно. Можно даже сказать, что правильное видение речевой ситу­ации и способность привести в соответствие с ней свои рече­вые действия — это и есть существо ритори­ческих знаний и умений, самое главное в риторике. Собственно говоря, риторика — это и есть наука описывать речевые ситуации, анализиро­вать их и приспосабливать к ним речь и другие характерные проявления речевого пове­дения человека (жесты, мимику и пр.). Поскольку все это так важно посмотрим, что же для риторики самое главное, акту­альное в речевых ситуациях, какие элементы в них должны обязательно учитываться.

Основы описания речевой ситуации дал еще Аристотель в
своей «Риторике». «Речь слагается из трех элементов, — пи­сал он. Из самого оратора, из предмета, о котором он гово­рит и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конеч­ная цель всего (я разумею слушателя)» (Риторика: Книга пер­вая 3). Так и в наши дни, анализируя и описывая речевые ситуации принято главных участников их называть гово­рящим и слушающим (адресатом). Для ситу­аций ораторской речи это оправданно, для беседы, спора — ус­ловно: ведь в диалоге роли постоянно меняются, да к тому же адресат (человек, к которому в данный момент направлена, обращена речь) не просто пассивно воспринимает ее, т. е. слушает в прямом значении этого слова, — он мысленно отвечает
говорящему» с помощью внутренней речи активно участвует в
речевом событии. Внутренняя речь адресата (слушателя) не­
редко даже «перебивает» звучащую речь говорящего, так что слушатель перестает слышать, ибо он увлечен собственным «внутренним словом». Вспомните, что происходит с вами, когда вы вынуждены молча слушать то, с чем не согласны: вы возражаете» и возражаете про себя так «громко», что подлин­ного смысла речи говорящего, его намерений, его доказа­тельств порой просто не замечаете. И тем не менее «говоря­щий» и «слушающий», или «адресат», остаются терминами современной риторики, обозначая главных участников рече­вого события и ситуации — лицо, производящее речь, и лицо, к которому она непосредственно обращена. Помимо говорящего и адресата, в речевой ситуации часто участвуют и другие — те кто является как бы свидетелем происходящего, смотрит, слушает и оценивает «со стороны». Так, во время урока в классе учитель может непосредственно обращать свою речь к тому или иному ученику; остальные в данный момент — «аудитория». Однако их присутствие заметно влияет на речь учителя. Наедине с учеником — непосредственным адресатом учитель говорил бы по-другому.

Характер речевой ситуации, а следовательно, и речевого события в целом определяется не только «действующими ли­цами», но и отношениями между ними и, что особенно значимо, целями каждого главного участника общения.





Домашнее задание

По конспекту.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват учреждений.- М., 2001.

2. Львова С.Л. Язык и речь: Учебное пособие для 8 – 9 классов. - М., 2000.

3. Малинина Е.Д. Сборник заданий и упражнений по дисциплине «Русский язык и культура речи»: Учебное пособие для самост. работы студентов. - Екатеринбург, 2007.

4. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл. – М., 2001.

5. Русский язык и культура речи: Учеб. для студентов среднего профильного образования / Под ред. Р.Д.Черняк, - Спб., М., 2006.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: