Экология - как наука

Введение

Экология – одна из самых молодых наук. Хоть и самый первый вклад в нее был внесен еще в 4 веке до нашей эры, а термин впервые употребил Эрнстом Геккель в 1869 году, но как самостоятельная наука, она сложилось только к концу 20 века. Быстрое развитие экологии из просто науки в мировоззрение влечет за собой последствия. Все говорят о экологических проблемах, но понимаем ли мы значение экологии сейчас?

Все хотят: дышать свежим воздухом, гулять по чистым паркам с богатым биоразнообразием, жить и любить окружающий мир. Но с быстрым ростом постиндустриального общества, это становится все сложнее и сложнее. Поэтому необходимо прививать любовь к природе и экономный расход ресурсов еще в детстве. Данный проект покажет на сколько информированы дети в экологических познаниях, какой процент учащийся принимает активное участие в сохранении природы и выявит массовый источник распространения информации по этой дисциплине.

Цель: Выявить уровень знаний по экологической дисциплине воспитанников и учащихся. Узнать на какой источник информации следует сделать упор.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

ü Изучить основы экологии как науки и мировоззрения.

ü Составить анкеты.

ü Провести опрос среди школьников и дошкольников.

ü Проанализировать результаты.

ü Понять, что должно входить в экологическое воспитание.

ü Произвести продукт.

Актуальность: Глобальный масштаб и общемировая значимость экологических проблем в настоящее время общепризнаны. Люди обеспокоены состоянием планеты. Последние десять лет было разработано много экологических стратегий. Но самое первое и самое важное с чего должны начать люди, так это ценить и любить природу еще с детства.

Проблема проекта: Если сам человек не будет знать, как правильно пользоваться дарами природы, то произойдет непоправимые глобальные изменения. Из-за неправильного природопользования, к примеру, погибли многие виды растений и животных. Правильное воспитание поможет уменьшить негативное воздействие человека.

Объект исследования: учащиеся МОУ «СОШ №26» г. Воркуты и воспитанниками «МБДОУ "Детский сад №34 "Совушка" г. Воркуты.

Гипотеза: Если ребёнок достаточно осведомлен по экологическим дисциплинам, значит и его отношение к природе будет более осознанное и грамотное.

Методы исследования:

Ä Анкетирование.

Ä Опрос.

Ä Сравнение.

Ä Счёт.

Ä Обобщение.

Ä Изучение.

Ä Анализ.

Пути исследования:

· Поиск информации.

· Работа с информацией.

· Систематизация материала.

· Анкетирование.



Экология - как наука.

Экология — (от греческого «ойкос» — ‘дом’ и «логос» — ‘наука’) это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».

Различают такие виды экологии:

· Экология биосферы — раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;

·  Промышленная экология — направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;

· Сельхоз-экология — изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;

· Эволюционная экология — изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;

· Валеология — наука, представляющая собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

·  Геоэкология — изучает геосферу планеты и её обитателей;

· Экология морей и океанов — направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;

·  Социальная экология — наука о чистоте социальной области;

· Экономическая экология — направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.

· -Общая экология, которая изучает общие законы формирования, функционирования и эволюции экологических систем на основе анализа таких целостных ее характеристик, как продуктивность, круговорот вещества и энергии, устойчивость, биоразнообразие (генофонд) и др. Её ядром является теоретическая экология;

· -Аутэкология изучает взаимодействие со средой отдельной особи (или групп особей одного вида).

· -Синэкология изучает взаимоотношения со средой целостной группы организмов, составляющих определённое единство.

Следует отметить, что и по сей день вокруг вопроса о предмете и статусе экологии среди других дисциплин ведется оживлённая, а порой острая полемика. Действительно, изучение отношений организмов с окружающей средой – общая формулировка, не позволяющая выделить специфику экологии как самостоятельной дисциплины.

«Среди биологов до сих пор преобладает твёрдое мнение, что экология – это биологическая наука, один из подразделов общей биологии. Другое мнение у геологов: они считают, что раз экология объединяет большой набор природных наук, то ею должны заниматься геоэкологи.

Однако вряд ли можно согласиться с мнениями и биологов, и географов. В современном обществе экология стала больше, чем просто наука. Она стала своего рода идеологией современного развитого постиндустриального общества, что, кстати, очень вредит экологии как науке.» (см.: А.С. Степановских 2001 г. 703 ст.)

Именно из-за этого у многих складывается мнение, что экология занимается только решение экологических проблем в сфере промышленности. Хотя на самом деле перед этой наукой стоят такие задачи, как:

1. Исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы и биосферу в целом;

2. Создание научной основы рациональной эксплуатации биологических и земных ресурсов, прогнозирования изменений природы под влиянием деятельности человека и управления процессами, протекающими в биосфере, и сохранение среды обитания человека;

3. Регуляция численности популяций;

4. Разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимум применения отрицательно влияющих на человека средств борьбы с вредными видами;

5. Экологическая индикация при определении свойств тех или иных компонентов и элементов ландшафта, в том числе индикация загрязнения природных сред;

6. Восстановление нарушенных природных систем;

7. Переход от промысла к хозяйству;

8. Сохранение (консервация) эталонных участков биосферы




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: