ГАУО СПО РК «Евпаторийский медицинский колледж»
Практическое занятие № 26
Тема занятия: Ознакомление с процессами обмена веществ и энергии в организме человека.
Учебные цели занятия:
· изучить особенности липидного, белкового, углеводного обменов;
· определить действие витаминов на организм;
· научиться рассчитывать энергетическую ценность продуктов.
Практическая часть:
1. Терминологический опрос.
Дать определение терминам:
1. Авитаминоз -________________________________________________________
2. Аминокислоты заменимые - ___________________________________________
3. Аминокислоты незаменимые – _________________________________________
4. Анаболизм (ассимиляция) - ____________________________________________
5. Белки полноценные - _________________________________________________
6. Гипервитаминоз - ____________________________________________________
7. Гиповитаминоз - _____________________________________________________
8. Катаболизм (диссимиляция) - __________________________________________
9. Метаболизм - ________________________________________________________.
10. Азотистый баланс (АБ)– ______________________________________________
11. Положительный АБ – _________________________________________________
|
|
12. Отрицательный АБ - _________________________________________________
Решение расчетных задач на энергетическую ценность продуктов.
(каждый выбирает номер задачи в Приложении1 по номеру своей фамилии в списке подгруппы)
Изучение действия витаминов.
Заполните таблицу: Действие витаминов на организм человека
Буквенное обозначение | Химическое название | Функции | Проявления гиповитаминоза или авитаминоза |
А | |||
D | |||
C | |||
B1 | |||
B2 | |||
B6 | |||
B12 | |||
PP |
Заполнение схемы обмена веществ
Зарисуйте, вставляя пропущенные термины (можно зарисовать в тетради, можно распечатать и вставить пропущенное – Схема обмена веществ.ppt)
Составить схему обмена белков, липидов, углеводов.
По списку № 1,2,3, 4 – схема обмена белков
№ 5,6,7,8 - схема обмена липидов
№ 9,10,11,12 – схема обмена углеводов
Тестовый контроль
Тестирование: Обмен веществ и энергии в
Организме человека
Организм человека получает необходимые для жизнедеятельности строительный материал и энергию в процессе
а) роста и развития
б) транспорта веществ
в) обмена веществ
г) выделения
Кислород, поступающий в организм человека в процессе дыхания, способствует
а) образованию органических веществ из неорганических
б) окислению органических веществ с освобождением энергии
в) образованию более сложных органических веществ из менее сложных
г) выделению продуктов обмена из организма
Какие вещества в организме человека определяют интенсивность и направление химических процессов, составляющих основу обмена веществ
|
|
а) жиры
б) ферменты
в) витамины
г) минеральные
Наибольшее количество углеводов человек потребляет, используя в пищу
а) листья салата и укропа
б) растительное и сливочное масло
в) хлеб и картофель
г) мясо и рыбу
Испарение пота и расширение кровеносных сосудов, расположенных близко к поверхности кожи
а) приводит к повышению артериального давления
б) вызывает повышение температуры тела
в) увеличивает скорость движения крови по сосудам
г) защищает организм от перегревания
6. Реакции синтеза органических веществ в клетках человека и других организмов, расщепления пищи в пищеварительном канале ускоряются благодаря действию…
а) ферментов
б) гормонов
в) хлорофилла
г) гемоглобина
Липиды в организме человека образуются из
а) глицерина и жирных кислот
б) аминокислот
в) глюкозы и фруктозы
г) углекислого газа и воды
При окислении жиров в клетках тела образуются
а) вода и углекислый газ
б) крахмал и гликоген
в) аминокислоты
г) глюкоза и гликоген
9. Вещества, содержащие азот, образуются при биологическом окислении…
а) белков
б) жиров
в) углеводов
г) глицерина
10. Энергия, необходимая для мышечного сокращения, освобождается при…
а) расщеплении органических веществ в органах пищеварения
б) раздражении мышцы нервными импульсами
в) окислении органических веществ в мышцах
г) синтезе аденозинтрифосфорной кислоты
11. Организм человека для своего существования использует, главным образом энергию…
а) тепловую
б) химическую
в) световую
г) механическую