Воспитание как педагогический процесс. Процессуальные характеристики воспитания

Факультет психолого-педагогического и социального образования

Направления «психолого-педагогическое образование»

Студент: Кожевникова Анна Андреевна

Группа: ПС-ПОБZ-21

Воспитание как педагогический процесс. Процессуальные характеристики воспитания.

Организатором воспитательного процесса как специально организованного педагогического взаимодействия выступает педагог-воспитатель, профессиональная компетентность которого определяется степенью владения педагогической наукой, воплощенной в соответствующих теориях, концепциях, и наличием специальных умений по управлению педагогическим процессом.

Воспитательный процесс как специально организованное взаимодействие его субъектов включает в себя следующие компоненты: цель, содержание, методы, формы и результат.

Применительно к школе процесс воспитания – это специально организованная деятельность его субъектов (воспитателей и воспитанников) по созиданию и поддержанию культурной среды, обеспечивающей свободное, в соответствии с заложенными в человеке потенциальными возможностями, саморазвитие субъектов посредством разнообразных форм нравственной, интеллектуальной, эстетической, правовой, гражданской, творческой активности.

В этих условиях учащиеся оказываются включенными в деятельность и общение, в которых формируется то или иное отношение к себе как субъекту и объекту собственных усилий, а через это и другие отношения – к людям, к миру, к обществу, к труду.

Воспитательный процесс отличается от непедагогического, т.е. стихийного, наличием педагогической цели. Несовпадение между целями воспитания и его результатами становится движущей силой деятельности воспитателей.

Проблема цели воспитания – одна из самых дискуссионных в педагогике, так как цели имеют конкретно-исторический характер.

В различных отечественных и зарубежных концепциях воспитания цели определяются по-разному:

- как воспитание гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство;

- как приобщение человека к культуре, формирование у него социальной направленности и развитие творческой индивидуальности;

- как воспитание социально компетентной личности;

- как воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению себя и жизни;

- эмансипация, свободное развитие личности;

- как развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении.

Цели воспитания связаны с представлением об идеальном воспитуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к целенаправленной деятельности, представляет цели, содержание и способы воспитания.

Важной проблемой целеполагания в воспитании является соотношение общих и частных целей воспитания. Не все частные могут способствовать достижению конечной цели. Более серьезное противоречие возникает при переоценивании частной цели. Поэтому, по мнению Б. Битинаса, частная цель должна рассматриваться только в качестве этапа в достижении более общей цели. Педагог-воспитатель должен освоить иерархическую систему целей. Можно выделить ряд этапов конкретизации конечной цели:

1. Конкретизация по возрастным особенностям.

2. Конкретизация по социальным условиям. Предполагает учет условий конкретного воспитательно-образовательного учреждения, особенности окружающей среды, возможностей педагогического коллектива и других обстоятельств.

3. Конкретизация по реализованным целям. Предполагает учет целей, достигнутых на предыдущих этапах воспитательного процесса.

В гуманистической парадигме воспитание - цель воспитательного процесса определяется исходя из его сущности. Если его сущность в создании условий для саморазвития, самовоспитания, самореализации, то его цель – ориентация школьника на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Е.В. Бондаревская, определяет цель воспитания следующим образом: «найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы саморазвития, самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Таким образом, воспитатель, организуя воспитательный процесс, исходит в своей деятельности из характеристик личности воспитанника, его способностей, потребностей, интересов, социального опыта, самосознания, воли. Все эти характеристики он учитывает, проектирует, развивает, включая механизмы самосовершенствования. Следует отметить, что организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития, осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.

В совместном поиске, в сотрудничестве вырисовываются контуры как педагогической цели, так и цели самовоспитания. Цель педагогического процесса в самом общем виде выглядит так: сориентировать воспитанника на саморазвитие, самосозидание с учетом его задатков, помочь ему соответствующими методиками, технологиями работы над собой.

Цель воспитания как самовоспитания определяет воспитанник себе сам в процессе совместной с воспитателем работы. Она может выглядеть так: реализовать себя в деятельности, в сферах культуры.

Следующий компонент, процесса воспитания – содержание воспитания, которое определяется объективными потребностями человека, интересом его выживания на земле, потребностями производства, экологии, общества, государства, родителей. Есть попытки определить базовый компонент содержания воспитания.

Такую попытку делает Е.В. Бондаревская, выделяя важнейшие компоненты содержания воспитания, входящие в его базовую основу:

- понимание и принятие детьми универсальных общечеловеческих, нравственных ценностей, что означает осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части;

- сохранение совокупного духовного опыта человечества;

- способность к диалогу между различными народами и культурами;

- уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности;

- осознание ответственности за свою деятельность перед будущими поколениями;

- овладение всеми сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми;

- освоение ценностей общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование опыта гражданского поведения: участие в общественно-полезных делах, проявление гражданских чувств;

- накопление опыта проживания эмоционально насыщенных ситуаций, гуманного поведения, организация актов милосердия, проявление заботы о близких и далеких людях и т.д.;

- овладение ситуациями реальной ответственности, самостоятельности, принятия решений свободного выбора поступков, способов самореализации поведения во всех сферах жизнедеятельности;

- самовоспитание и самооценка, осуществление самоанализа проектирования поведения, способами самосовершенствования, саморазвития.

Некоторые исследователи выдвигают на первый план приоритетные, определяющие компоненты содержания воспитания, актуальные для нынешней социально-экономической, политической ситуации, периода эмоциональной нестабильности.

Это прежде всего развитие коммуникативной культуры, для которой первоочередным является искусство взаимопонимания, как наиболее важное в человеческих взаимоотношениях, наиболее необходимое в интересах народа. На наш взгляд, искусство взаимопонимания связано с уровнем нравственного развития человека, степенью сформированности его нравственной позиции. Воспитание потребности свободы, осознание достоинства человека являются ведущими задачами в нравственном развитии школьника.

Важнейшими компонентом содержание воспитания должна стать ориентация воспитания молодого поколения на овладение здоровым образом жизни, осознание здоровья как высшей общечеловеческой ценности.

Включение детей в реальную экологическую деятельность – важнейшее условие воспитания экологической культуры современного школьника.

Содержание воспитания должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения различных проблем, открыть рефлексивный мир собственного и научиться управлять им.

Педагогическое взаимодействие.

Это личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. ПВ может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие в понимании целей совместной деят-ти и путей ее достижения и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деят-ти стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деят-ть др ее участников.

Процессуальные характеристики воспитания.

Процесс — это то, что разворачивается во времени как закономерная смена различных состояний, последовательность которых определена их внутренней структурой и теми возможными переходами, которые содержатся в этой структуре как ее интенция. Процесс воспитания имеет четкую структуру взаимо­связанных и упорядоченных компонентов. Как правило, в ней выделяются: цель, содержа­ние, методы, средства, организационные формы. характеристики воспитания как процесса: -его интенциональный характер, который при определенных обстоятельствах может стать целевой характеристикой воспитания; -стадийность воспитательного процесса; -нелинейность воспитательного процесса; -ситуативность воспитательного процесса. Проблемы моделирования процесса. Модель — это в широком смысле — любой образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», отображающие в более простом, уменьшенном ви­де структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта. Для построения модели процесса необходимо: -описать стадии процесса; -выделить закономерную логику процесса (прогноз его развития; -описать состояние процесса в «пограничных ситуациях», «точках бифуркации», «кризисных точках»; -определить внутренние и внешние силы, обеспечивающие направленное саморазвитие и необратимость процесса; -выявить возможность и условия постепенного становления нового качества в рамках старой целостности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: