Отметьте жанры художественного стиля речи

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ (теория- прочитать, запомнить)

Сфера употребления художественного стиля: художественные произведения

Задача речи:  создать живую картину, изображающую то, о чем идет рассказ; передать читателю эмоции и чувства, испытываемые автором

Стилевые черты: образность, конкретность, эмоциональность, оценочный характер речи

Особенности художественного стиля речи

 

В лексике а)неоднородность лексического состава - сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п. б) использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции в) активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи. г) большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной д) широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов; широкое употребление тропов и стилистических фигур (эпитеты, сравнения, метафоры, антитезы, риторические вопросы и др.) е) конкретные слова (не звери, а волки, лисицы, олени и другие; не посмотрел, а обратил внимание, взглянул) ж) частое употребляются слова в переносном значении (океан улыбок, солнце спит)
В составе слова а) использование разнообразных средств и моделей словообразования б) окказиональные (индивидуально-авторские) неологизмы: (некогдилось, завороть, молоткастый, прозаседавшиеся)
В морфологии а) употребление глаголов совершенного вида, имеющих приставку за-, обозначающую начало действия (заиграл оркестр) б) использование глаголов настоящего времени вместо глаголов прошедшего времени (Пошел в школу, вдруг вижу…). в) использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности; г) частотность глаголов; д) пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица; е) незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода; ж) формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных; з) широкое употребление прилагательных и наречий.
В синтаксисе 1) использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств 2) широкое использование стилистических фигур
Основной тип речи используются все типы речи

Подстили и жанры художественного стиля:

1) прозаический (эпический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон;

2) драматургический: трагедия, драма, комедия, фарс, трагикомедия;

3) поэтический (лирика): песня, ода, баллада, поэма, элегия, стихотворение: сонет, триолет, четверостишие.


 


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнение 1. Запишите слова в две колонки. Для каждого из общеупотребительных слов (1-я колонка) найдите соответствующее по значению слово высокого, поэтического стиля (2-я колонка)

Образец:

общеупотребительное слово слово высокого, поэтического стиля
щеки ланиты

Бездыханный, безжизненный, бессердечие, братство, будущий, вечный покой (после смерти), вещий, влачился, во имя, восстань, в присутствии кого-либо, встань, выя, глагол (речь, слово), глаза, глас, голос, город, град (город), грядущий, губы, десница, для пользы кого-либо/чего-либо, достигать, единение всех людей, основанное на христианском понимании любви, милосердия, взаимопонимании; жестокосердие, исполнись, ланиты, лоб, мужи, мужья, мучить, на благо, наполнись, обет, обладающий даром предвидения, отчизна, очи, перед лицом чего-либо/кого-либо; под знаком, правая рука, произошло, ради, ради кого-либо, чего-либо; родина, свершилось, скитался, слово (речь), снедать, стяжать, судией, судьёй, сынов, сыновей, сыновья, сыны, торжественное обещание, умереть, упокоение, упокоиться, уста, учители, учителя, характеризуясь чем-либо, цветик, цветок, чело, шея, щёки.


 


Тест по теме «Художественный стиль»

Главная функция художественного стиля

А) сообщение Б) все ответы верны В) общение Г) воздействие

Какая характеристика соответствует художественному стилю

А) Логично (последовательно и аргументированно), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передается информация, сообщаются знания.

Б) Образно отражает действительность, воздействует на эстетические чувства и воображение.

В) Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

Г) Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

Отметьте основные стилистические черты художественного стиля

А) конкретно-образное отражение жизни Б) достоверность информации

В) отсутствие принципиальных запретов или ограничений, касающихся лексики

Г) безличность и абстрактность высказывания Е) образность, эмоциональность

4. Художественному стилю не соответствует:

А) отсутствие разговорной лексики Б) использование торжественной лексики

В) оценочная лексика Г) использование канцеляризмов

Д) разнообразные стилистические фигуры

Укажите, какие из названных характерных особенностей являются лишними для художественного стиля

А) однозначность, точность, сжатость при информативной насыщенности содержания

Б) подчинённость языковых средств замыслу автора, идейно-эстетической задаче

В) использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств

Г) индивидуальность в отражении действительности

Отметьте жанры художественного стиля речи

А) реферат, монография, диссертация, рецензия Б) эпиграмма, рассказ, повесть, новелла

В) статья, очерк, репортаж, интервью Г) устав, инструкция, протокол, расписка

7. Соотнесите номера правого и левого столбцов, выбрав правильное определение жанров художественных текстов:

1.прозаический подстиль А) трагедия, драма, комедия, фарс, трагикомедия
2. драматургический подстиль Б) песня, ода, баллада, поэма, элегия, стихотворение: сонет, триолет, четверостишие.
3.поэтический подстиль В) сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон

8. Соотнесите номера правого и левого столбцов, выбрав правильное определение выразительных средств речи:

1.Метафора   А) Образное выражение, в котором один предмет (явление, признак, действие) сопоставляется с другим.
2. Сравнение Б) Повторы слов в концах смежных отрезков речи
3. Эпитет В) Расположение синонимов в порядке возрастания или убывания признака
4. Антитеза Г) Перенос значения на основе сходства, скрытое сравнение.
5. Градация Д) Высказывание, построенное на основе противопоставления
6. Эпифора Е) Яркое определение, признак, выражаемый именем прилагательным

9. Соотнесите номера правого и левого столбцов, выбрав правильное определение выразительных средств речи:

1.Метафора А) Задремали звёзды золотые. (С. Есенин.)
2. Олицетворение Б) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М.Ю. Лермонтов)
3. Эпитет В) Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. (М. Цветаева)
4. Оксюморон Г). Там малиновое солнце над лохматым сизым дымом. (А. Ахматова)

ОТВЕТЫ

1 2 3 4 5 6 7

8

9
А Б А,Е Г А Б 1 В 2 А 3 Б 1 Г 2 А 3 Е 4 Д 5 В 6 Б 1 В 2 А 3 Г 4 Б
                   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: