Ход выполнения занятия
1. Проработать теоретический материал.
2. Выполнить письменно тренировочные упражнения.
3. Срок выполнения-до следующего занятия.
Теоретическая часть
В русском языке в соответствии с количеством главных членов, входящих в грамматическую основу, различают двусоставные и односоставные предложения. Двусоставные предложения имеют такое название, так как имеют два состава:
- состав подлежащего (подлежащее и определения);
- состав сказуемого (сказуемое и дополнение, обстоятельство)
Двусоставное предложение характеризуется наличием грамматической основы в виде подлежащего и сказуемого, которые поясняются указанными второстепенными членами предложения.
Синее море ласково сияло нам до горизонта.
В некоторых предложениях грамматическая основа выражается только одним главным членом предложения: либо сказуемым, либо подлежащим. Такие предложения называют односоставными.
|
|
Определение
Односоставное предложение — это предложение, грамматическая основа которого содержит один главный член (сказуемое или подлежащее).
Снежит из низких облаков.
Как сегодня морозно!
Гулкая тишина.
Эти односоставные предложения являются полными по своему составу. Для понимания смысла сказанного они не нуждаются во втором главном члене предложения. В их грамматической основе словесно представлен только один главный член, выступающий в абсолютно независимой позиции в качестве предикативного центра предложения.
В русской грамматике существует несколько типов односоставных предложений. В зависимости от того, словом какой части речи выражен главный член грамматической основы, различают типы односоставных предложений:
1. глагольные
- определённо-личные предложения;
- неопределённо-личные предложения;
- обобщённо-личные предложения;
- безличные предложения;
2. именные
- назывные предложения (номинативные).
Чтобы различать типы односоставных предложений, необходимо знать, какой грамматической формой слова выражается главный член предложения.
Форма выражения главного члена | Примеры | Соотносительные конструкции двусоставных предложений | ||
1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ | ||||
1.1. Определённо-личные предложения | ||||
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица наст. или будущего времени, повелит. наклонения (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, у которых лицо не определяется). | Смотрю с грустью на голые деревья. Позвони мне! | Я смотрю с грустью на голые деревья. Ты позвони мне! | ||
1.2. Неопределённо-личные предложения
| ||||
Глагол-сказуемое в форме 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени; в форме множественного числа прошедшего времени или условного наклонения. | Играют на гармошке. Нас запомнят надолго. Назвали моё имя. | Кто-то играет на гармошке. Они нас запомнят надолго. Кто-то назвал моё имя. | ||
1.3. Обобщённо-личные предложения | ||||
Не имеют своей специфической формы выражения. По структуре совпадают с определённо-личными или неопределённо-личными пр. Имеют два основных значения: а) действие может быть отнесено к любому лицу (глагол в форме 2 лица ед. ч. или 3 лица мн. числа); б) действие говорящего является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть о 1-м лице). | На деньги ума не купишь (по форме определённо-личное). Лежачего не бьют (по форме неопределённо-личное). Из песни слов не выкинешь. Расскажешь всё как есть, и на душе станет легче. | Любой (всякий) на деньги ума не купит. Все лежащего не бьют. Любой (всякий) лежачего не бьёт. Из песни каждый слов не выкинет. Я расскажу всё как есть, и на душе станет легче. | ||
1.4. Безличное предложение | ||||
1) безличный глагол-сказуемое или личный глагол в безличной форме (совпадает с формой 3 лица единственного числа настоящего или прошедшего времени среднего рода). | а) Смеркается. Рассвело. Мне не везет. б) Колет в боку. в) Ему (дат. падеж) не спится. г) Штормом (твор. падеж) залило набережную. | а) нет соотносительных конструкций; б) Что-то колет в боку. в) Он не спит. г) Шторм залил волной набережную. | ||
2) Составное именное сказуемое с именной частью – словом категории состояния (предикативным наречием). | а) На улице свежо после дождя. б) Детям жарко. в) Ей тоскливо здесь. | а), б) нет соотносительных конструкций; в) Она тоскует здесь. | ||
3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого модальный глагол или наречие. | а) Мне не хочется прощаться с вами. б) Мне надо уехать отсюда. | а) Я не хочу прощаться с вами. б) Я должен уехать отсюда. | ||
4) Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа среднего рода. | Заперто. Хорошо написано, Алексей. В доме натоплено. | Дверь заперта. Алексей хорошо написал. В доме кто-то натопил печь. | ||
5) Сказуемое «нет» или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения). | Нет никаких воспоминаний. Не было счастья. Не хватило средств. | |||
6) Сказуемое «нет» или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения). | В лесу нет ни гриба. На море нет ни волны. На лицах нет ни радости, ни улыбок. У меня нет ни гроша за душой. | В лесу не выросли грибы. Море не волнуется. Мы не радуемся и не улыбаемся. Я ничего не имею. | ||
1.5. Инфинитивные предложения | ||||
Сказуемое – независимый инфинитив. | Всем сидеть! Быть счастью! Пойти бы в отпуск! Чтобы узнать человека, надо пуд соли с ним съесть. | Все сидите. Будем счастливы! Я пошёл бы в отпуск. Чтобы ты мог узнать человека, ты должен пуд соли с ним съесть. | ||
2. Предложения с одним главным членом – ПОДЛЕЖАЩИМ
| ||||
Назывные (номинативные) предложения | ||||
Подлежащее – имя в именительном падеже (в предложении не может быть группы сказуемого — обстоятельства или дополнения). | Яркое солнце. Летняя ночь. Звёзды. | Обычно нет соотносительных конструкций. |
Опорная таблица
Главные и второстепенные члены предложения
Член предложения | Подчеркивание | Вопросы | Чем выражено |
Главные члены | |||
Подлежащее | _________ | Кто? что? | Существительным или местоимением в И. п. |
Сказуемое | ________________________________________________ | Что делать? что сделать? и др. | Глаголом |
Второстепенные члены | |||
Дополнение | _ _ _ _ _ _ _ | Вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? | Существительным или местоимением в косвенном падеже с предлогом и без |
Определение | _________ | Какой? чей? Или: падежный вопрос + смысловой (для существительных) | Прилагательным, местоимением, существительным |
Определение, выраженное существительным, можно заменить однокоренным прилагательным шляпа папы — папина шляпа вершины елей — еловые вершины | |||
Обстоятельство | _._._._._._ | Как? где? куда? откуда? с какой целью? зачем? почему? когда? Или: падежный вопрос + смысловой (для существительных) | Наречием, существительным с предлогом и без |
Если к существительному с предлогом можно задать два вопроса (падежный и смысловой), то это только обстоятельство: выбрались (откуда? из-под чего?) из-под коры. Если можно задать только падежный вопрос, то это дополнение: расправили (что?) крылышки |
Упражнение 1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.
1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 2) - Отнести её вон,- проговорила изменивш...мся голосом старуха. - Скверная собач...нка! (Т.) 3) Дождик ш...л с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе ра...чистит. (Т.) 4)Два часа ночи. Не спи...ся. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука н... др...жала. (Л.) 5) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр...даюсь моим мечтам. (П.) 6) Дня через три пот...плело. (Купр.) 7) Летнее утро. В воздух... тишина. (Ч.) 8) Как постел...шься, так и высп...шься. (Посл.) 9) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. (Ч.) 10) От шума ломило уши, давило грудь.(А.Н.Т.) 11) Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлё...о проходивш...х с фабрики на обед и обратно. (М. Г.) 12) Из трюма несло холодом и зап...хом сырой кожи. Отошли ночью. (Пауст.) 13) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там к...тались с большой ледя...ой горы. (М. Г.) 14) В салоне было чисто и холодно. (Пауст.)15) Эту песню н... задуш...шь, н... убьёшь. (Ош.) 16) Мело, мело по всей земле, во все пр...делы. (Паст.) 17) Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середин... дня, кровельных сосул...к худосочье, ручейков бессо...ых болтовня! (Паст.) 18) Очень уж шумят у нас в классах. (Ч.) 19) В кухне что-то пекли, жарили, даже через закрытую дверь наносило запахи жаренья. (Ф.) 20) Мне было весело вдохнуть в мою намученную грудь ночную свежесть тех лесов. (Л.) 21) Август месяц. Тихо. Сухо. Предвечерний час. (Исак.) 22) Кругом ни души. Пустынно и мёртво. (Сераф.) 23) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение. (Ч.)
|
|
Упражнение 2.
Составьте и запишите предложения с данными причастными оборотами, употребляя их сначала перед определяемым словом, а затем после него. Объясните, в каких случаях определения, выраженные причастными оборотами, являются обособленными
Освещающий дорожку; одетая в джинсовый костюм; обгоревшие на солнце; освещенная мягким лунным светом; поросшие темным мхом, очищенные от снега.
Упражнение 3.
Запишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Объясните расстановку знаков препинания при обособленных членах предложения. Графически покажите, какими членами они являются и от каких слов предложения зависят.
Эл ментами ид ального пейзажа сформирова(н, нн)ого в ант_ч(?)ной и (средне)вековой евр_пейской литературе можно считать следующие: 1) мя_кий ветерок доносящ й пр ятные зап хи; 2) пр_хладный ручеёк ут_ляющий жажду; 3) цветы ш_роким к_вром уст_лающие землю; 4) деревья раскинувш_еся широким ш_тром дающ_е тень; 5) птицы поющие на ветвях...
(По)чему име(н, нн)о пять элементов (не, ни)обходимы для ид_ального пейзажа? Каков закон их соч_тания? (Не, ни)вольно пр_ходит (на)память другое извес(?)ное пр_менение того(же) числа — пять орг_нов чувств. Действительно ид_альные призн_ки пейзажа созда(н, нн)ы как(бы) для того что(бы) полност_ю н_сыщать и рад_вать все чел_веческие чу(?)ства. Ручей ут_ляет жажду ветерок позв_ляет легко и пр_вольно дышать вдыхать зап хи т_нистые деревья и травя(н, нн)ой п_кров уд_влетворяют запросам ос_зания цветы своей п_стротой радуют взоры птицы усл_ждают слух.