Главные и второстепенные члены предложения

Ход выполнения занятия

1. Проработать теоретический материал.

2. Выполнить письменно тренировочные упражнения.

3. Срок выполнения-до следующего занятия.

Теоретическая часть

В рус­ском язы­ке в соот­вет­ствии с коли­че­ством глав­ных чле­нов, вхо­дя­щих в грам­ма­ти­че­скую осно­ву, раз­ли­ча­ют дву­со­став­ные и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния. Двусоставные пред­ло­же­ния име­ют такое назва­ние, так как име­ют два соста­ва:

  • состав под­ле­жа­ще­го (под­ле­жа­щее и опре­де­ле­ния);
  • состав ска­зу­е­мо­го (ска­зу­е­мое и допол­не­ние, обсто­я­тель­ство)

Двусоставное пред­ло­же­ние харак­те­ри­зу­ет­ся нали­чи­ем грам­ма­ти­че­ской осно­вы в виде под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, кото­рые пояс­ня­ют­ся ука­зан­ны­ми вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния.

Синее море лас­ко­во сия­ло нам до гори­зон­та.

В неко­то­рых пред­ло­же­ни­ях грам­ма­ти­че­ская осно­ва выра­жа­ет­ся толь­ко одним глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния: либо ска­зу­е­мым, либо под­ле­жа­щим. Такие пред­ло­же­ния назы­ва­ют одно­со­став­ны­ми.

Определение

Односоставное пред­ло­же­ние — это пред­ло­же­ние, грам­ма­ти­че­ская осно­ва кото­ро­го содер­жит один глав­ный член (ска­зу­е­мое или под­ле­жа­щее).

Снежит из низ­ких обла­ков.

Как сего­дня мороз­но!

Гулкая тиши­на.

Эти одно­со­став­ные пред­ло­же­ния явля­ют­ся пол­ны­ми по сво­е­му соста­ву. Для пони­ма­ния смыс­ла ска­зан­но­го они не нуж­да­ют­ся во вто­ром глав­ном члене пред­ло­же­ния. В их грам­ма­ти­че­ской осно­ве сло­вес­но пред­став­лен толь­ко один глав­ный член, высту­па­ю­щий в абсо­лют­но неза­ви­си­мой пози­ции в каче­стве пре­ди­ка­тив­но­го цен­тра пред­ло­же­ния.

В рус­ской грам­ма­ти­ке суще­ству­ет несколь­ко типов одно­со­став­ных пред­ло­же­ний. В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи выра­жен глав­ный член грам­ма­ти­че­ской осно­вы, раз­ли­ча­ют типы одно­со­став­ных пред­ло­же­ний:

1. гла­голь­ные

  • определённо-личные пред­ло­же­ния;
  • неопределённо-личные пред­ло­же­ния;
  • обобщённо-личные пред­ло­же­ния;
  • без­лич­ные пред­ло­же­ния;

2. имен­ные

  • назыв­ные пред­ло­же­ния (номи­на­тив­ные).

Чтобы раз­ли­чать типы одно­со­став­ных пред­ло­же­ний, необ­хо­ди­мо знать, какой грам­ма­ти­че­ской фор­мой сло­ва выра­жа­ет­ся глав­ный член пред­ло­же­ния.

Форма выра­же­ния глав­но­го чле­на Примеры Соотносительные кон­струк­ции дву­со­став­ных пред­ло­же­ний

1. Предложения с одним глав­ным чле­ном – СКАЗУЕМЫМ

1.1. Определённо-личные пред­ло­же­ния

Глагол-сказуемое в фор­ме 1-го или 2-го лица наст. или буду­ще­го вре­ме­ни, пове­лит. накло­не­ния (нет форм про­шед­ше­го вре­ме­ни или услов­но­го накло­не­ния, у кото­рых лицо не опре­де­ля­ет­ся). Смотрю с гру­стью на голые дере­вья. Позвони мне! Я смотрю с гру­стью на голые дере­вья. Ты позвони мне!

1.2. Неопределённо-личные пред­ло­же­ния

Глагол-сказуемое в фор­ме 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни; в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни или услов­но­го накло­не­ния. Играют на гар­мош­ке. Нас запом­нят надол­го. Назвали моё имя. Кто-то играет на гар­мош­ке. Они нас запом­нят надол­го. Кто-то назвал моё имя.

1.3. Обобщённо-личные пред­ло­же­ния

Не име­ют сво­ей спе­ци­фи­че­ской фор­мы выра­же­ния. По струк­ту­ре сов­па­да­ют с определённо-личными или неопределённо-личными пр. Имеют два основ­ных зна­че­ния: а) дей­ствие может быть отне­се­но к любо­му лицу (гла­гол в фор­ме 2 лица ед. ч. или 3 лица мн. чис­ла); б) дей­ствие гово­ря­ще­го явля­ет­ся при­выч­ным, повто­ря­ю­щим­ся или пред­став­ле­но в виде обоб­щён­но­го суж­де­ния (глагол-сказуемое сто­ит в фор­ме 2-го лица един­ствен­но­го чис­ла, хотя речь идёт о гово­ря­щем, то есть о 1-м лице). На день­ги ума не купишь (по фор­ме определённо-личное). Лежачего не бьют (по фор­ме неопределённо-личное). Из пес­ни слов не выки­нешь. Расскажешь всё как есть, и на душе ста­нет лег­че. Любой (вся­кий) на день­ги ума не купит. Все лежа­ще­го не бьют. Любой (вся­кий) лежа­че­го не бьёт. Из пес­ни каж­дый слов не выки­нет. Я рас­ска­жу всё как есть, и на душе ста­нет лег­че.

1.4. Безличное пред­ло­же­ние

1) без­лич­ный глагол-сказуемое или лич­ный гла­гол в без­лич­ной фор­ме (сов­па­да­ет с фор­мой 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или про­шед­ше­го вре­ме­ни сред­не­го рода). а) Смеркается. Рассвело. Мне не везет. б) Колет в боку. в) Ему (дат. падеж) не спит­ся. г) Штормом (твор. падеж) зали­ло набе­реж­ную. а) нет соот­но­си­тель­ных кон­струк­ций; б) Что-то колет в боку. в) Он не спит. г) Шторм залил вол­ной набе­реж­ную.
2) Составное имен­ное ска­зу­е­мое с имен­ной частью – сло­вом кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ным наре­чи­ем). а) На ули­це све­жо после дождя. б) Детям жар­ко. в) Ей тоск­ливо здесь. а), б) нет соот­но­си­тель­ных кон­струк­ций; в) Она тос­кует здесь.
3) Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое, вспо­мо­га­тель­ная часть кото­ро­го модаль­ный гла­гол или наре­чие. а) Мне не хочет­ся про­щать­ся с вами. б) Мне надо уехать отсю­да. а) Я не хочу про­щать­ся с вами. б) Я дол­жен уехать отсю­да.
4) Составное имен­ное ска­зу­е­мое с имен­ной частью – крат­ким стра­да­тель­ным при­ча­сти­ем про­шед­ше­го вре­ме­ни в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода. Заперто. Хорошо напи­са­но, Алексей. В доме натоп­ле­но. Дверь запер­та. Алексей хоро­шо напи­сал. В доме кто-то нато­пил печь.
5) Сказуемое «нет» или гла­гол в без­лич­ной фор­ме с отри­ца­тель­ной части­цей не + допол­не­ние в роди­тель­ном паде­же (отри­ца­тель­ные без­лич­ные пред­ло­же­ния). Нет ника­ких вос­по­ми­на­ний. Не было сча­стья. Не хва­ти­ло средств.  
6) Сказуемое «нет» или гла­гол в без­лич­ной фор­ме с отри­ца­тель­ной части­цей не + допол­не­ние в роди­тель­ном паде­же с уси­ли­тель­ной части­цей ни (отри­ца­тель­ные без­лич­ные пред­ло­же­ния). В лесу нет ни гри­ба. На море нет ни вол­ны. На лицах нет ни радо­сти, ни улы­бок. У меня нет ни гро­ша за душой. В лесу не вырос­ли гри­бы. Море не вол­ну­ет­ся. Мы не раду­ем­ся и не улы­ба­ем­ся. Я ниче­го не имею.

1.5. Инфинитивные пред­ло­же­ния

Сказуемое – неза­ви­си­мый инфи­ни­тив. Всем сидеть! Быть сча­стью! Пойти бы в отпуск! Чтобы узнать чело­ве­ка, надо пуд соли с ним съесть. Все сидите. Будем счаст­ли­вы! Я пошёл бы в отпуск. Чтобы ты мог узнать чело­ве­ка, ты дол­жен пуд соли с ним съесть.

2. Предложения с одним глав­ным чле­ном – ПОДЛЕЖАЩИМ

Назывные (номи­на­тив­ные) пред­ло­же­ния

Подлежащее – имя в име­ни­тель­ном паде­же (в пред­ло­же­нии не может быть груп­пы ска­зу­е­мо­го — обсто­я­тель­ства или допол­не­ния). Яркое солн­це. Летняя ночь. Звёзды. Обычно нет соот­но­си­тель­ных кон­струк­ций.

 

Опорная таблица

Главные и второстепенные члены предложения

Член предло­жения Подчер­кивание Вопросы Чем выражено

Главные члены

Подлежа­щее _________ Кто? что? Существительным или местоимением в И. п.
Сказуе­мое ________________________________________________ Что делать? что сделать? и др. Глаголом

Второстепенные члены

Дополне­ние _ _ _ _ _ _ _ Вопросы косвен­ных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Существительным или местоимением в косвенном падеже с предлогом и без
Опреде­ление  _________                   Какой? чей? Или: падежный вопрос + смысло­вой (для существи­тельных) Прилагательным, местоимением, существительным
   

Определение, выраженное существитель­ным, можно заменить однокоренным при­лагательным

шляпа папы — папина шляпа

вершины елей — еловые вершины

Обстоя­тельство _._._._._._ Как? где? куда? откуда? с какой целью? зачем? по­чему? когда? Или: падежный вопрос + смысло­вой (для существи­тельных) Наречием, сущест­вительным с пред­логом и без
   

Если к существительному с предлогом можно задать два вопроса (падежный и смысловой), то это только обстоятельство: выбрались (откуда? из-под чего?) из-под коры.

Если можно задать только падежный вопрос, то это дополнение: расправили (что?) крылышки

 

Упражнение 1.


Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.
1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 2) - Отнести её вон,- проговорила изменивш...мся голосом старуха. - Скверная собач...нка! (Т.) 3) Дождик ш...л с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе ра...чистит. (Т.) 4)Два часа ночи. Не спи...ся. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука н... др...жала. (Л.) 5) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр...даюсь моим мечтам. (П.) 6) Дня через три пот...плело. (Купр.) 7) Летнее утро. В воздух... тишина. (Ч.) 8) Как постел...шься, так и высп...шься. (Посл.) 9) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. (Ч.) 10) От шума ломило уши, давило грудь.(А.Н.Т.) 11) Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлё...о проходивш...х с фабрики на обед и обратно. (М. Г.) 12) Из трюма несло холодом и зап...хом сырой кожи. Отошли ночью. (Пауст.) 13) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там к...тались с большой ледя...ой горы. (М. Г.) 14) В салоне было чисто и холодно. (Пауст.)15) Эту песню н... задуш...шь, н... убьёшь. (Ош.) 16) Мело, мело по всей земле, во все пр...делы. (Паст.) 17) Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середин... дня, кровельных сосул...к худосочье, ручейков бессо...ых болтовня! (Паст.) 18) Очень уж шумят у нас в классах. (Ч.) 19) В кухне что-то пекли, жарили, даже через закрытую дверь наносило запахи жаренья. (Ф.) 20) Мне было весело вдохнуть в мою намученную грудь ночную свежесть тех лесов. (Л.) 21) Август месяц. Тихо. Сухо. Предвечерний час. (Исак.) 22) Кругом ни души. Пустынно и мёртво. (Сераф.) 23) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение. (Ч.)

 



Упражнение 2.

Составьте и запишите предложения с данными причастными оборотами, употребляя их сначала перед определяемым словом, а затем после него. Объясните, в каких случаях определения, выраженные причастными оборотами, являются обособленными

Освещающий дорожку; одетая в джинсовый костюм; обгоревшие на солнце; освещенная мягким лунным светом; поросшие темным мхом, очищенные от снега.

Упражнение 3.

Запишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.  Объясните расстановку знаков препинания при обособленных членах предложения. Графически покажите, какими членами они являются и от каких слов предложения зависят.

Эл ментами ид ального пейзажа сформирова(н, нн)ого в ант_ч(?)ной и (средне)вековой евр_пейской литературе можно считать следующие: 1) мя_кий ветерок доносящ й пр ятные зап хи; 2) пр_хладный ручеёк ут_ляющий жажду; 3) цветы ш_роким к_вром уст_лающие землю; 4) деревья раскинувш_еся широким ш_тром дающ_е тень; 5) птицы поющие на ветвях...
(По)чему име(н, нн)о пять элементов (не, ни)обходимы для ид_ального пейзажа? Каков закон их соч_тания? (Не, ни)вольно пр_ходит (на)память другое извес(?)ное пр_менение того(же) числа — пять орг_нов чувств. Действительно ид_альные призн_ки пейзажа созда(н, нн)ы как(бы) для того что(бы) полност_ю н_сыщать и рад_вать все чел_веческие чу(?)ства. Ручей ут_ляет жажду ветерок позв_ляет легко и пр_вольно дышать вдыхать зап хи т_нистые деревья и травя(н, нн)ой п_кров уд_влетворяют запросам ос_зания цветы своей п_стротой радуют взоры птицы усл_ждают слух.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: